Новости

09.04.2013 00:25
Рубрика: Экономика

Предъявите чемодан

Охранять поезда будут выборочно
Охрана пригородных поездов и поездов дальнего следования полицейскими нарядами будет заранее согласовываться с руководством железной дороги. Конечно, в каждый состав сотрудника не посадишь, поэтому сопровождать поезда полиция будет выборочно, исходя из маршрута, оперативной обстановки и пожеланий железнодорожников. Пассажиры до последнего момента не будут знать, едут ли с ними вооруженные полицейские. И для преступников, оказавшихся в поезде, такие попутчики могут стать неприятным сюрпризом.

Официальный сайт МВД России опубликовал для общественной экспертизы проекты приказов главы ведомства, регламентирующие порядок досмотра пассажиров и взаимодействие полиции и железнодорожников в поездах.

Один из документов, представленных на сайте, - совместный приказ МВД России и Минтранса России, утверждающий инструкцию по сопровождению полицейскими поездов. Полицейский наряд может ехать как в поезде дальнего следования, так и в пригородном. В зависимости от расстояния и метода сопровождения в группу могут входить два или три сотрудника. Они должны быть вооружены и экипированы средствами защиты и активной обороны, то есть электрошокерами. Полицейским предоставляется отдельное купе, где они смогут отдохнуть и разобраться с задержанным нарушителем.

Основной способ несения службы - патрулирование вагонов. Разумеется, полицейские обязаны пресекать различные нарушения порядка и безопасности, задерживать преступников, находящихся в розыске, оказывать помощь людям при несчастных случаях. Особенность такой службы - в тесной работе полицейских с железнодорожниками. Сопровождающие поезд сотрудники обязаны поддерживать связь с машинистами, проводниками и полицейскими линейных отделов на станциях, на которых останавливается состав.

Любопытно, что инструкция имеет и запретительные пункты. Например, полицейским запрещено провозить в своем купе какие-то посылки, посторонних людей, а железнодорожники вправе о любом нарушении сообщать начальнику отдела полиции.

Официальный представитель Главного управления на транспорте МВД России Елена Коломейцева сообщила, что один из проектов приказа подробно разъясняет правила самостоятельного досмотра пассажиров для изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами и запрещенных предметов и веществ. Например, наркотиков, взрывчатки, взрывных устройств, оружия, ядовитых, отравляющих и радиоактивных предметов. Досмотр проводится при административном задержании или наличии у полиции достаточных оснований полагать, что у пассажира есть что-то запрещенное или же орудия, предметы совершения административного правонарушения.

Досмотры пассажиров на всех видах транспорта, а не только в аэропортах, станут обычным явлением. Собственно, эта не очень приятная процедура уже может проходить на железнодорожном вокзале и в метро, но - выборочно. К любому человеку, почему-то показавшемуся подозрительным, может подойти полицейский и предложить пройти в специально оборудованное помещение, где находится "просвечивающая" аппаратура. Это займет всего несколько секунд.

Отдельным пунктом в документе прописано требование досматривать людей, имеющих имплантированные медицинские аппараты, лишь ручным, контактным методом, исключающим использование технических средств.

Что важно, подписание министром этого приказа предполагается только после принятия целого ряда законопроектов, которые сейчас находятся на рассмотрении в правительстве России. Этими нормативными актами предлагается ввести обязательный досмотр на всех видах транспорта для обеспечения безопасности.

Кстати, по инициативе ОАО "РЖД" на 32 вокзалах страны был организован выборочный досмотр пассажиров и ручной клади. По сообщению пресс-службы этой организации, только за четыре дня было обнаружено около 150 колюще-режущих предметов и больше 100 единиц огнестрельного, травматического и пневматического оружия. И даже один кастет. Досмотры проводились сотрудниками ведомственной охраны в присутствии полицейских. Через установленные на вокзалах интероскопы прошли уже больше 160 тысяч предметов багажа. Опять же, основной проблемой при реализации процедуры досмотра на вокзалах является отсутствие законодательной базы. Хотя такое масштабное мероприятие по сути - выполнение комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной в 2010 году. Общий объем финансирования программы в 2010-2013 годах составляет 46,7 миллиарда рублей. Для оснащения досмотровых зон потребовались порядка 1,15 миллиарда рублей из бюджета и около 300 миллионов рублей от РЖД.

Кстати, для обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте вполне могут пригодиться терагерцевые ускоритель и излучатель, которые разработаны в Институте ядерной физики в Новосибирске. Этот прибор "видит" сквозь бетонную стену. При досмотре пассажиру не надо снимать верхнюю одежду, ботинки, ремни и проходить прочие унизительные процедуры.

За разработку институт даже получил Государственную премию. Стоимость установки, правда, немаленькая - 35 миллионов долларов. Установка поступила на вооружение ФСБ, три излучателя проданы в США, пять - в Южную Корею.

Есть и другие, не менее интересные и полезные разработки российских ученых. Например, приборы, улавливающие в воздухе пары взрывчатки, находящие ее микроскопические частицы на одежде или ладонях. Таким образом можно выявить не только изготовителя взрывного устройства или террориста, непосредственно заложившего мину, но и его пособника, который просто поздоровался с минером за руку.

Экономика Транспорт Железные дороги Власть Безопасность Правоохранительная система
Добавьте RG.RU 
в избранные источники