Николай Викторович! И все-таки почему 6 тысяч семей в прошлом году исключили из числа очередников? В чем они провинились?
Николай Федосеев: Сделано это на совершенно законном основании. Напомню, с момента вступления в действие в 2005 году Жилищного кодекса РФ, чтобы стать очередником, мало иметь жилой площади меньше установленной в городе нормы, требуется еще и доказать, что вы не можете купить квартиру попросторнее сами. Существуют установленные законом параметры, как именно это определяется. Но даже если семья признана нуждающейся и поставлена на учет, это еще не все. Мы давно предупреждали, что будем проверять у очередников наличие собственности. В Москве это делается давно. Причем никто не гоняет граждан за разными справками. Мы просто пользуемся данными Федеральной регистрационной службы города. Жизнь ведь не стоит на месте. У кого-то умерла бабушка и оставила внуку в наследство квартиру, кто-то удачно вышел замуж за человека с жильем. В итоге в семье стало более 18 кв м на человека ( норма представления площади в Москве). В этом случае она снимается с учета. До сих пор за счет этого очередь уменьшалась на 1,5-2 тысячи семей в год.
В 2012 году мы получили доступ к базе Федеральной регистрационной службы Московской области и других субъектов РФ. Мы же все прекрасно знаем, что примерно половина москвичей имеют загородные дома. Чтобы получить официальную информацию, направили электронные запросы. Получив ответ, что гражданин, скажем, Сидоров является собственником жилого дома такой-то площади, в соответствии с Жилищным кодексом мы прибавляем эту площадь к указанной в документах обеспеченности жильем и смотрим. Получается больше 18 квадратов? Снимаем с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет города. Ведь в данном случае речь идет о квартире, являющейся видом социальной помощи малоимущему человеку, а не всем подряд, кому тесно в родных стенах.
- Но в собственности может оказаться щитовой домик на шести сотках с удобствами на улице. Это что, тоже повод для снятия с учета?
Николай Федосеев: Наш департамент оценкой вида собственности не занимается, это дело Федеральной регистрационной службы Если в свидетельстве о регистрации записано "жилой дом", "жилое помещение", их необходимо учесть при подсчете обеспеченности жильем, как и записано в статье 16 Жилищного кодекса. Как раз сегодня, например, разбирали ситуацию. У участницы Великой Отечественной войны подошла очередь на квартиру, но выяснилось, что у нее есть дом в Подмосковье. Стали смотреть, что за дом, а там - как раз "садовый домик", который по закону не является жилым помещением. Значит, ветеран получит квартиру.
Москвичи, которых вы снимаете с учета, согласны с таким подходом?
Николай Федосеев: По-разному. Недавно один гражданин поднял скандал, что у него не дом, а завалюха, где не то что зимой, но и летом жить невозможно. А в документах Мосреестра - жилой дом площадью 450 кв м. Послали сотрудников с проверкой и фотоаппаратом. Засняли участок соток на 30, а на них - не один, а три кирпичных коттеджа, все с газовым отоплением. Хозяйство тянет не на один миллион долларов. Хотели предъявить съемку "малоимущему" владельцу, когда придет в очередной раз требовать бесплатную квартиру. Но он больше не пришел.
И что, теперь так будет всегда?
Николай Федосеев: Да. Более того, с этого года мы направляем запросы о наличии собственности у москвичей и во все остальные субъекты Федерации. В Тверскую, Рязанскую, Ленинградскую и другие области и края.
Обнаружите, скажем, дом в Магаданской области. Какой прок от него жителю столицы?
Николай Федосеев: Какая разница, где? На обеспеченность жильем влияет не география, а квадратные метры. Выходит, например, москвичка замуж за жителя любого региона, а у супруга там - трехэтажный особняк. Конечно же, ее снимут с очереди.
Кто же из очередников получает сегодня квартиры в Москве?
Николай Федосеев: В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса квартиры по договору соцнайма получают граждане в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Если говорить о тех, кто стоит в очереди на общих основаниях, то сейчас предоставляется жилье вставшим на учет до 1990 года. Если до введения в действие ЖК РФ у человека было право на первоочередное улучшение жилищных условий, которое в Москве имели многодетные семьи, инвалиды, учителя, педработники, сотрудники прокуратуры и так далее - на тот момент в городе было 40 категорий льгот, это право сохранилось за ними и сейчас. Мы сохранили их городским законом всем, кто их имел до 2005 года. Сейчас квартиры получают "первоочередники" 1992 года постановки на учет. Всего в соцнаем за 2012 год предоставлены квартиры почти 1 тысяче семей москвичей, а всего справили новоселья около 8 тысяч москвичей.
А коммуналки расселяете?
Николай Федосеев: Специальной такой программы нет. Тем не менее год от года становится меньше на 2-4 тысячи коммунальных квартир. Происходит это потому, что улучшая условия очередникам - жителям коммуналок, мы больше не заселяем освободившиеся комнаты людьми, не проживающими в этой квартире. Они достаются семье, которая остается там, либо вся квартира предоставляется другим очередникам. Таким образом, если в 2000 году в Москве было 114 тысяч коммуналок, то сейчас осталось около 68 тысяч. Правда, бывает и такое, что обычная семья пытается выдать себя за проживающую с соседями. Для этого порой даже разводятся, заводят разные лицевые счета и пытаются претендовать на получение отдельных квартир, заявляя: у нас проживает три семьи: бабушка с дедушкой, их дети - отдельная семья и третья - семья уже внуков. Ну, а если кто еще и развелся, то семей могут насчитать еще больше. Приходится напоминать: по закону города членами одной семьи являются граждане, которые вселялись в жилое помещение как одна семья и у которых был на него один договор. Ни департамент жилищной политики, ни правительство города, ни мэр не обязаны давать отдельную квартиру кому-то лишь потому, что они развелись. Если пойти по такому пути обеспечения жильем, то сегодняшняя очередь из 103 тысяч семей мгновенно удвоится, а то и утроится. Такого нет в нормах ни одной страны.
Недавно заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин утвердил график сноса пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения на 2013 год. Он пообещал, что в целом Москва покончит с оставшимися 342 пятиэтажками из 1722 до 2015 года. Почувствуют ли москвичи уже нынче возобновление работы над программой, которой столица занимается с 1996 года?
Николай Федосеев: Безусловно. Если за прошлый год новые квартиры получили 2648 семей обитателей снесенных "хрущоб", то в этом году масштаб переселения ожидается вчетверо больший: в планах департамента стоит переселение 8019 семей. Отселено же будет 113 жилых домов, причем 6 за первый квартал уже отселены, а 15 - даже снесены.
А у строителей в плане снос всего 62 пятиэтажек...
Николай Федосеев: Много раз говорил и еще раз повторю: расселение дома и его снос - это абсолютно разные процессы, которые никак не могут совпасть по времени. Снос всегда идет с некоторой задержкой. Например, дома, переселение которых мы завершим в конце текущего года, скорее всего будут снесены уже в 2014-м году. Кроме того, не обязательно все расселенные дома сносить. Непригодное здание для жилья может вполне оказаться годным для оборудования под нежилые цели и размещения в нем, скажем, отделения полиции. Поэтому после расселения принимается решение о дальнейшей судьбе каждого дома.
Куда переселяют жителей бывших пятиэтажек? На территорию новой Москвы?
Николай Федосеев: В Москве четко действует норма, прописанная 21-м городским законом, в котором сказано: москвичи, проживающие во всех округах города, кроме Зеленоградского и Центрального, имеют право на сохранение прежнего района проживания. При этом имеется в виду непосредственно сам район или граничащие с ним этого же округа. Жители Зеленограда и Центрального округа Москвы получают жилье в пределах своих округов. И если кто-то вдруг скажет: нас переселяют в Некрасовку, Южное Бутово, территорию новой Москвы или даже Подмосковье - не верьте.
В какие дома переезжают москвичи из своих "хрущоб"?
Николай Федосеев: Только в дома-новостройки, построенные по новым нормативам, где любая квартира больше прежней по площади как минимум на 30 процентов. Во "вторичку" можно попасть лишь по собственному заявлению. Например, у человека на соседней улице живет больная мама, и если у города там найдется свободная квартира, ему могут ее предоставить. Во всех новых домах - просторные холлы, помещения для консьержек, лифты и пассажирские, и грузовые. Все квартиры предоставляются новоселам с отделкой. Даже мойка, сантехника и электроплита уже стоят - разгружай вещи и готовь обед, хозяйка. На первом этаже большинства домов сейчас предусматриваются квартиры для инвалидов: с широкими проемами, через которые можно свободно перемещаться на коляске, и ванной с подъемником, чтобы инвалид мог помыться без посторонней помощи.
Строители обещают, что и внешне дома, построенные за счет бюджета, будут выглядеть не хуже, а иногда даже лучше коммерческой застройки.
На сколько "квадратов" могут рассчитывать переселенцы"?
Николай Федосеев: Это, пожалуй, всегда самый больной вопрос. По закону города семья, будь она хоть из 10 человек, но проживающая в "однушке", "однушку" и получит. Если живет в "двушке", получит "двушку". Но если она стоит в очереди на улучшение жилищных условий и время получения квартиры у нее подошло, то предоставят по 18 кв м на человека. Очередники, у которых время улучшения жилищных условий еще не подошло, остаются на учете и не будут сняты, если на каждого члена приходится менее 18 квадратов.
А доплатить, чтобы получить квартиру большей площадью, чем положено, можно? Об этом в письмах в "РГ" спрашивают часто, особенно когда люди вдруг узнают: в одном и том же доме есть двушка площадью 54 кв м, а есть - 58. Каких-то 4 м, но так хочется, чтобы они достались именно вам!
Николай Федосеев: Доплатить нельзя. А если кто-то все-таки вам пообещает "помочь" в этом деле за определенную мзду, знайте: это чистой воды мошенничество. Незамеченным оно не пройдет - каждая квартира проходит через очень большое количество ступеней проверки. Кому же тогда достаются квартиры большей площади? Тем, у кого семья больше, а оснований для улучшения жилищных условий пока нет.