Разговор с главным кошковедом страны получился не столько о кошках, сколько об энергии добра, о том, как добиться успеха, воплотить мечту, об отношении к жизни, к жене и к тем, кто содержит 40 котов в одной квартире.
- Юрий Дмитриевич, похоже, вы сами себе на день рождения (12 апреля) делаете подарок: открывается после капремонта ваш Театр кошек?
Юрий Куклачев: Это большой подарок для меня и для детей всей страны. Мы следили за этим ремонтом, за каждой копейкой, со скандалами и криком, не дав уйти на сторону ни одному рублю. И в итоге построили настоящий хрустальный замок для кошек. Горный хрусталь, шестиметровые витражи, которых нет больше нигде в мире, мозаика, волшебный свет, 3D, мрамор кругом. Лепота, но и практично: к мрамору не пристает ни одна ворсинка от кошек, и даже люди с аллергией могут без опасения ходить по нашему театру.
На верхнем этаже галерея "Кэт", названная в честь дочери, там живут 200 кошек. Это единственный в мире музей кошки, в котором животные свободно ходят, возлегают на подушечках, чувствуют себя хозяевами, с ними можно будет общаться. В музее есть зал японской кошки с соответствующим антуражем, русской, американской. Здесь любой, независимо от возраста, получит удовольствие, возьмет уроки по воспитанию кошек.
Мы собрали удивительную картинную галерею, выставив рисунки слепых детей. Больная ДЦП девочка вышила изображение кошки, я был потрясен этой работой.
- А пока в Театре кошек на Кутузовском проспекте идет ремонт, вы гастролируете по стране и создаете школы доброты?
Юрий Куклачев: Создание школы доброты сегодня - очень нужная акция. Хочу начать с Ростова, где сейчас открывается ассоциация школы доброты. Почему здесь? По счастливому стечению обстоятельств, здесь совпали векторы деятельности фонда развития общества "Наши дети" Юрия Рязанова, Союза молодых ростовчан Михаила Горбатько и моего Фонда духовно-нравственного воспитания. Смысл в том, чтобы в каждом городе России объединить школы и детские сады в одном направлении - делать добрые дела.
В Ростове, например, мы провели фестиваль. В Муроме разработана целая программа, детям с 1-го по 4-й класс ввели по 36 уроков доброты, не дожидаясь отмашки министров. Я убежден: нельзя приказать быть добрым, поэтому такая инициатива может идти только снизу, от самих учителей. Реформы в образовании - пусть себе идут. Но главное, что нужно сохранить, - это педагогическую теплоту и чуткость. Если развитие духовности ребенка не поспеет за его грамотностью, мы вырастим грамотного, но отщепенца, который ни о чем, кроме зарабатывания денег, думать не станет.
Мы собрались и начали работать с детьми, и от того, сколько мы можем дать им любви, своего сердца, воспитать добрых и отзывчивых людей, зависит будущее нашей страны. Дети рождаются отзывчивыми. Чтобы они сохранили этот природный талант, их нужно учить разговаривать со своим сердцем, советоваться с ним. Ни у кого больше не нужно спрашивать совета, это же ваша жизнь и ничья другая. Нужно уметь услышать самого себя, развивать интуицию, умение чувствовать.
- Вы, наверное, у своих подопечных кошек научились этому?
Юрий Куклачев: Не скрою, именно кошки помогли укрепить это убеждение. Я попытался выразить эти мысли в своих книгах. По форме - обычные детские произведения, по формату - небольшие сказки-притчи. Но содержание их наполнено глубоким смыслом и философией добра, они тут же получили одобрение Минобразования России, были выпущены миллионным тиражом и распространены по всем школам Москвы. Мне присвоили звание народного учителя. Это большая награда для меня. На этих книгах мы преподаем теперь уроки доброты. Я провожу занятия в Московском педагогическом университете. Начинаю их просто: давайте дарить друг другу улыбку. Люди в последнее время разучились улыбаться искренне и добро.
- Почему вы преподаете в педагогическом, а, скажем, не в театральном вузе?
Юрий Куклачев: Мой опыт очень подойдет для будущих педагогов. Я делюсь с ними опытом, который нашел в своей жизни. Актер и педагог - очень близкие профессии. Инструмент у нас один: текст, мимика, руки. И там и там - постоянный контакт, со зрительным залом и с классом. Актерам написал текст Шекспир, а педагогам - ученый. И они должны его выложить так, чтобы дойти до каждого. Один актер так скажет: "Кофе подан!", что вокруг запах кофе разольется. Актер выходит на сцену, и есть у него личные проблемы или болит что-то, никто этого не увидит. А педагог почему-то может прийти в класс и все свое раздражение выплеснуть на ребенка.
У нас были психофизические тренинги, когда нужно понять и почувствовать самого себя. Отдать всего себя своей работе. И найти в этом радость и счастье. И тогда все придет. Вся моя жизнь на этом построена. Я поэтому и не уехал в Монте-Карло. Мне здесь нравится. Я создал династию и считаю это своим достижением. У меня трое детей, и все связали свою профессию с кошками. Четверо внуков. Так что я богатый и счастливый.
- Кошка более 10 тысяч лет живет с человеком и остается при этом самым загадочным существом. Никто до вас не работал с кошками, и считалось, что их невозможно заставить выполнять цирковые номера. А ваше появление в качестве дрессировщика недрессируемых животных вызвало сенсацию. Неужели вам удалось разгадать их секрет?
Юрий Куклачев: Вся система общения с кошками заключается в том, что надо уметь наблюдать за ними, находить способности. И уже эти способности развивать и придумывать из этого и отдельный номер, и целое шоу. Вы знаете, сколько выражений мордочки у кошки? 34! У меня была упрямая кошка по имени Стрелка. Однажды она забралась в кастрюлю. Я пожурил ее и вытащил оттуда. А она снова залезла туда и смотрит на меня обиженным взглядом. Ну прямо как в басне Крылова "Кот и повар". И вдруг меня осенило: то, что сейчас проделала Стрелка, можно показывать в цирке. В тот день я понял главный секрет, как надо работать с кошками. Не учить их тем или иным трюкам, а наблюдать, понять особенности характера, а затем поощрить то, что кошке особенно нравится. Думайте, ищите, работайте и не сдавайтесь.
- А долго приходится выявлять эти способности?
Юрий Куклачев: Однажды мне удалось это за три месяца. Представьте, мы поехали с театром в Британию, а наших кошек на границе не пропустили. Что делать? Контракт же подписан! Голь на выдумку хитра. "А давай их наловим!" - предложил я. И вот мы на улицах Лондона наловили кошек, 18 штук. И я сделал с ними через три месяца театр. Нет, домашних нам не давали, даже в питомниках махали руками, когда узнавали, что животные понадобились цирку. Там очень сильно "зеленое" движение в защиту животных. Почему-то считается, что дрессура обязательно сопряжена с насилием над животным. А вы попробуйте-ка ударить или просто обидеть кошку - да она вас в кровь расцарапает! На самом деле, вы сами видели, кошки любят меня, лезут целоваться. Притом что это очень злопамятное животное, и если вы раз обидели его, целоваться оно с вами не будет. Очень важна такая вещь, как прикосновение. Ведь чем меня жена взяла? Прикосновением! Мы с ней 45 лет вместе, она выходила замуж не за успешного Куклачева, а за бедного студента театрального училища. Многие в моем возрасте решают старую жену на молодую менять. В моем понимании это как свою руку отрезать, новый красивый вставить протез. Какой бы хороший он ни был, а части тела-то нет, и ее уже не хватает. Измена жене - это измена родине.
- Почему кошку нужно первую запустить в дом на новоселье?
Юрий Куклачев: Потому что она действительно чувствует энергетику. Заметьте, если она зайдет в храм, то никогда не осквернит его, в отличие от той же собаки. Также и в мечеть или синагогу. Во всех религиях кошка "кошерное", чистое животное.
- А сколько кошек у вас дома?
Юрий Куклачев: 30. Но у меня большой дом, и кошкам предоставлен целый этаж. У меня есть возможность их кормить, за ними ухаживают два человека.
- Вы понимаете людей, которые держат в одной комнате 15 квадратных метров по 20-40 кошек и скандалят с соседями?
Юрий Куклачев: У меня к ним двойственное отношение. Во-первых, я бы поставил этих людей директорами питомников. Потому что они не будут воровать у животных мясо. Это бабушки, которые болеют той же, что и я, болезнью: они любят кошек. А во-вторых, я запретил бы держать животных, если нет условий. Потому что тогда это превращается в насилие над ними. Они страдают, переживают, терпят, мучаются и при этом не могут сказать об этом. Во всем мире это запрещено законом.
- А как вы относитесь к кастрации животных?
Юрий Куклачев: Когда я был маленький, бабушка мне сказала: отнеси кота кастрировать. Я понес нашего Кузю. Сижу в очереди. Выходит врач, выкрикивает: "Куклачев, на кастрацию!" … После этого я никогда не кастрирую котов.