Цифры плывут
Главные причины "жажды" среднеуральского миллионника - малоснежные зимы последних лет, несогласованность действий служб, участвующих в системе питьевого водоснабжения, и плохое техническое состояние гидроузлов, считает председатель комиссии по проблемам безопасности и взаимодействию с судебно-правоохранительными органами Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий.
Заиливание явно уменьшает объем водохранилищ. По данным министерства природных ресурсов и экологии региона, на их очистку заложено всего около 37 миллионов рублей в год. Но это капля в море: только для Верхнемакаровского требуется не менее 200 миллионов.
На общественных слушаниях, посвященных проблемам питьевого водоснабжения Екатеринбурга, гендиректор ЕМУП "Водоканал" Александр Ковальчик пожаловался на финансовые трудности. По его словам, сегодня для поддержания нормального уровня Макаровского и Волчихинского водохранилищ приходится перекачивать из Нязепетровского (Челябинская область) около 80 миллионов кубометров воды в год. Куб перекачанной воды стоит порядка трех рублей без НДС. Ежегодно на это требуется 240 миллионов рублей. Но в тарифе на холодное водоснабжение, утвержденном Региональной энергетической комиссией для населения, заложено лишь 60-70 миллионов. По мнению руководителя водоканала, на нормальную работу системы питьевого водоснабжения не хватает более 150 миллионов. Перекачивать больше воды из реки Ревда невозможно: насосы и так работают на пределе нагрузки.
Меж тем эксперты наперебой предлагают самые разные варианты решения проблемы.
В резерве пруд и склад
Власти региона, судя по всему, пока склоняются к идее строительства новых водохранилищ. Как рассказала начальник отдела водных ресурсов областного минприроды Надежда Татаринова, концепция водной безопасности региона до 2020 года предусматривает создание дополнительных источников водоснабжения екатеринбургского промышленного узла. В 2011 году один из научно-исследовательских институтов разработал технико-экономическое обоснование. Рассматривали разные варианты. В рамках целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2009-2015 годы будет разработана проектно-сметная документация на строительство водохранилищ на реках Дарья и Шишим.
Но в грандиозных планах скептиков смущают растянутые сроки: окончание проектирования намечено лишь на 2015 год, и только потом будет определено время строительства самих водохранилищ. А вдруг произойдет ЧП?
Как раз на такой случай руководитель центра экологических экспертиз ООС "Инициатива" Александр Шпак предлагает создать при муниципалитетах стратегический запас бутилированной воды. По его расчетам, это в десятки раз дешевле и удобнее строительства новых резервуаров. В таком виде жидкость удобно хранить и транспортировать, она лучше защищена от загрязнения, чем крупный подземный резервуар, перечисляет плюсы автор идеи. В Европе такие склады есть в Великобритании, Германии, Чехии. Если построить хранилище в расчете на обеспечение водой 60 тысяч человек по 10 литров в сутки на каждого в течение трех дней, то на его создание потребуется 16 миллионов рублей (4 - на воду, 12 - на оборотную тару). Екатеринбургу нужно около 25 таких складов, общие разовые затраты при этом составят 400 миллионов рублей. По мнению Шпака, создать стратегический запас можно в рамках государственно-частного партнерства.
По облакам из пушки
Необычный способ борьбы с дефицитом питьевой воды предложил начальник департамента Росгидромета по УрФО Владимир Лысов. По его замыслу, увеличить объем выпадающих дождевых осадков можно искусственно, применяя любой из трех методов - ракетный, авиационный и наземный. Главное, говорит он, - целиться в облака над бассейном реки Чусовой, основным источником водоснабжения Екатеринбурга, чтобы дожди шли там, где нужно.
Авиационный способ предполагает "засев" облаков льдообразующими реагентами - твердой углекислотой либо жидким азотом. Как разъяснил эксперт, при этом на борту специально оборудованных самолетов устанавливаются пиропатроны, каждый из которых содержит до 40 граммов йодистого серебра. По предварительным расчетам Агентства атмосферных технологий, годовая стоимость применения метода составит 60-80 миллионов рублей, а кубометр воды обойдется в 10 копеек.
Ракетный способ позволяет увеличить выпадение осадков с помощью специального метеорологического радиолокатора, противоградовых ракет и пусковых установок. Считается, что ракета самоуничтожается, не нанося ущерба окружающей среде. Себестоимость работ в первый год составит 12 миллионов рублей, половина этой суммы - разовые затраты на покупку оборудования. Цена кубометра дождевой воды в первый год составит 6 копеек, затем снизится до 4,6 копейки.
Наземный метод заключается в воздействии на облака аэрозолем йодистого серебра, борьбе с градом и рассеивании переохлажденных туманов. Этот способ самый дешевый. Оплата 100 часов в месяц работы дистанционных пиротехнических аэрозольных генераторов равняется 15-20 миллионам рублей в год.
- Данные методы позволяют на 20 процентов увеличить сток: мы получим минимум 30-35 миллионов кубометров чистой дождевой воды, что практически равно объему двух Верх-Исетских водохранилищ, - итожит Владимир Лысов.
Правда, смелые идеи представителя Росгидромета не вызвали восторга у многих экспертов. Академик Александр Татаркин напомнил, что стрельба по облакам экологически небезопасна и может вызвать климатические катаклизмы как у нас, так и в соседних регионах.
Подземный запас
Специалисты напоминают и о потенциале подземных вод. За последние 10 лет потребность в их использовании для питьевого и хозяйственного водоснабжения выросла из-за активной застройки пригородов, рассказывает директор проектной организации Михаил Широков. Но, чтобы использовать эти источники эффективно, нужно решить ряд проблем. Во-первых, нередко территорию сначала застраивают, а потом начинают думать, как обеспечить ее водой. По этой причине уже разведанное месторождение, готовое к эксплуатации, бывает невозможно использовать - такие примеры есть.
Во-вторых, в черте мегаполиса на деньги федерального и местного бюджетов разведано несколько месторождений, но у них нет балансодержателей.
- Там можно подготовить воду питьевого качества, но есть опасение, что бесхозный статус помешает воспользоваться запасами, - считает Широков.
Эксперты сошлись во мнении, что подземные воды необходимо доразведать и включить в единую систему водоснабжения.
Председатель Союза золотопромышленников Урала Александр Ястребков на примере Березовского рудника обрисовал перспективы использования подземных источников. В августе 2012-го в 15 километрах от Екатеринбурга впервые подтверждены запасы питьевой воды. У Березовского рудника есть лицензия на эксплуатацию этого месторождения, и сегодня предприятие качает 16 миллионов кубометров воды в год. Правда, использование этой воды для питьевого водоснабжения весьма дорогостояще: затраты на очистку 16 миллионов кубов оцениваются в 200-230 миллионов рублей. Однако возможность использования подземных вод из Березовского в качестве резервного источника для Орджоникидзевского района Екатеринбурга специалисты обещали обдумать.
Однако все перечисленные пути решения проблемы дефицита питьевой воды не дадут желаемого результата, если не решить ее и на уровне менталитета, уверен председатель Общественной палаты Свердловской области Станислав Набойченко:
- Надо с малых лет прививать горожанам культуру водопользования, то есть уважительное отношение к воде как бесценному дару природы, - отмечает он.
И, хотя Россия располагает пятой частью мировых запасов пресной воды, все равно нужно пропагандировать бережное, рачительное отношение жителей к этому ресурсу, применять современные технологии очистки, бороться за каждую каплю и за счет этого снижать расходы города на водопотребление.