На туристском форуме Большого Урала одобрили создание единого бренда

В Екатеринбурге впервые прошел межрегиональный туристический форум "Большой Урал", где одной из главных тем стало создание одноименного бренда. Дискуссия показала, что Урал настолько большой и многообразный, что объединить усилия будет непросто.

Под единым брендом на международном и внутреннем рынках могли бы выступать все регионы УрФО от Ямала до Зауралья, и не только: рассматривают перспективу присоединения Пермский край, Оренбургская область и Башкортостан. Идеологи такого союза уверены - бесполезно действовать в одиночку.

- Турист едет отдыхать на Урал, а не в отдельно взятую область. В регионах делают ошибку, пытаясь продвигать субъект Федерации, а не рекреационную зону, - считает руководитель уральского центра развития туризма Эльмира Туканова.

Ставку в продвижении единого бренда специалисты делают на внутренний туризм. Все-таки основные посетители природных парков, горнолыжных комплексов и музеев - жители ближайших регионов. На начальном этапе предлагается прописать концепцию объединения и создать общую программу событийных мероприятий, чтобы на межрегиональном уровне управлять турпотоком.

Для международного рынка "Большой Урал" превратили в великий - "Great Ural". Даже попробовали  так позиционировать макрорегион на заграничных выставках. Но если быть честными с самими собой, пока есть только одна реальная предпосылка для серьезного роста въездного турпотока - Чемпионат мира по футболу-2018. Впрочем, это тоже шанс для раскрутки бренда.

Идея "Большого Урала" на первый взгляд убедительна. Вот только обсуждается она уже лет шесть без особых результатов. Но, похоже, появился шанс сдвинуться с места. На прошлой неделе в Екатеринбурге открылся новый офис Центра развития туризма. Формирование общего бренда станет одной из его задач. Именно под эгидой центра состоялся форум "Большой Урал". Координирующий орган есть, осталось понять, готовы ли регионы к совместным действиям.

- Мы со Свердловской областью говорим на одном языке. Двустороннее соглашение о сотрудничестве в сфере туризма уже заключено, - рассказала замминистра культуры Челябинской области Наталья Диская.

Южный Урал готовится принимать весенне-летний "метеоритный" турпоток. Его заграничная часть - китайцы, американцы, немцы - прилетят в екатеринбургский аэропорт "Кольцово". Да и сами екатеринбуржцы - постоянные посетители внезапно ставшего знаменитым озера Чебаркуль и других челябинских водоемов, которым повезло меньше. Средний и Южный Урал готовы "дружить туристами". О принятии идеи "Большого Урала" на форуме также заявили представители Башкортостана. А вот Югра пока не ощущает себя частью Урала. Да и с другими регионами не все однозначно.

- Я бы предостерег от иллюзий, что все регионы быстро подпишут соглашение о сотрудничестве, - говорит руководитель центра гидов Константин Брыляков. - Это длительная процедура, в которой большую роль играет политика. Более реально в качестве первого шага заключить соглашение на уровне региональных центров развития туризма.

Осторожность участников объяснима не только политическими причинами. Создание бренда - процесс непрерывный и бесконечный. Не у всех есть ресурсы для серьезного участия в общем проекте, ведь туризм пока не ключевая отрасль экономики уральских регионов. К тому же до сих пор неясно, чем будет наполнен бренд "Большой Урал".

- Не хватает единого начала, которое объединило бы все регионы, - подтверждает президент Уральской ассоциации туризма Дмитрий Бугров.

Подписывать соглашение о создании бренда "Большой Урал" регионы будут, скорее всего, осенью. До этого планируется создать концепцию бренда и единую программу мероприятий. По мнению зампреда правительства Свердловской области Алексея Орлова, через год на втором форуме "Большой Урал" можно будет подвести промежуточные итоги.

Компетентно

Моисей Фурщик, гендиректор консалтинговой компании:

- При создании нового большого бренда территории не стоит акцентировать внимание на использовании передового российского опыта, поскольку он не очень передовой. Это касается самого раскрученного бренда "Золотое кольцо", который живет по инерции с советских лет. Лучше рассматривать современные зарубежные примеры. Во Франции это туристическая зона "Долина Луары", где расписаны роли каждого участника вплоть до уровня городских коммун. Совсем недавно Польша, Чехия, Словакия и Венгрия начали подвигать совместные турпродукты.

Для реализации межрегионального проекта важны три ключевых элемента. Прежде всего, план работы должен быть максимально детальным, обозначены ответственные, целевые показатели. Нужна также координирующая структура, которая в ежедневном режиме исполняет информационные, аналитические и контролирующие функции. И третье - это регулярные отчетные точки, которые будут поднимать волну интереса к проекту. Часть таких мероприятий должна проходить под эгидой руководства регионов, чтобы придавать процессу политический импульс.