Интересы потребителей - одно из основных направлений этого документа, подписанного главой правительства Дмитрием Медведевым. О чем и сообщил вчера официальный сайт кабинета министров.
Поставлена задача: количество этапов, необходимых для технологического присоединения к электрическим сетям к 2015 году сократить с 10 до 6, а к 2018 году и вовсе до 5. Цель - рост деловой активности в стране и вхождение России в двадцатку стран по доступности инженерной инфраструктуры в рейтинге Всемирного банка. Последнее сразу поднимет инвестиционную привлекательность нашей экономики, привлечет в нее деньги из-за рубежа. Сейчас же, чтобы в здании появился свет, собственник должен подать заявку на техприсоединение, заказать проект схемы, получить в муниципалитете разрешение на земляные работы, дождаться, пока подрядчик завершит электромонтаж, и затем получить акт о выполнении технических условий. Затем - проверка счетчиков, получение анкеты потребителя и только потом - физическое присоединение. Еще одна проверка - из Ростехнадзора, и, наконец - подписание договора со сбытовиками. Все, можно включать свет!
Такой алгоритм просто создан для административных препон. Не секрет, что в ряде регионов это более чем сложная задача. При том, что подключение к электрическим сетям, безусловно, - одна из ключевых проблем для делового климата: практически любое производство или бизнес связаны с присоединением, говорит Андрей Никитин, гендиректор Агентства стратегических инициатив. "Снятие этого барьера для развития бизнеса - одна из задач нашей "дорожной карты" "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", - пояснил он. - И мы приветствуем, что это вошло в стратегию".
Документ также предусматривает обеспечение конкурентного уровня тарифов для бизнеса. Затраты сетевиков - это почти половина конечной цены на электроэнергию, поэтому темпы роста сетевого тарифа не должны превышать темпы, определенные в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года. Поднимать тариф уже некуда, признается в Стратегии - исчерпан потенциал роста, предприятиям дешевле строить свои электростанции, чем подключаться к Единой энергетической системе России. А износ основных фондов растет - так что модернизировать сети придется за счет грамотного управления имеющимися ресурсами, а не кармана потребителей. В стратегии предусмотрено постепенное снижение объема перекрестного субсидирования (когда тариф для предприятий выше, чем для населения). Для этого будет введена социальная норма потребления электричества: 100-процентное субсидирование для малоимущих и плата по полному тарифу для обеспеченных домохозяйств. К 2022 году объемы перекрестного субсидирования составят около 45-50 миллиардов рублей для 30 процентов домохозяйств (сейчас - 220 миллиардов).
Стратегия уделяет внимание и формированию компании "Российские сети". В ведение ОАО попадут около 70 процентов распределительных и 90 процентов магистральных сетей. Правительство утвердит программу приватизации в дочерних обществах "Российских сетей" в 2013 году, говорится в Стратегии. Этот документ - целевые задачи для новой компании, считает директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, но о технической стороне в Стратегии говорится недостаточно, заключает он.
Следующие 30 лет можно считать "эрой газа", однако у России есть риск упустить возникающие в связи с этим возможности, предупреждают правительственные эксперты.
Сегодня Институт энергетических исследований РАН совместно с Аналитическим центром при правительстве презентуют прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года.
Исследование динамики цен нефти и газа показало - при любом сценарии они не будут слишком низкими или слишком высокими. Во всех вариантах развития событий, от успеха до провала сланцевых технологий, цены не выйдут из диапазона 100-130 долларов за баррель, считают авторы исследования. Да и доля нефти и газа в мировом энергопотреблении останется той же, что и сейчас.
В общем, в долгосрочной перспективе человечество никуда не денется от ископаемого топлива: "сланцевый прорыв" как минимум на 20-30 лет отодвинул угрозу того, что в мире закончатся нефть и газ. Казалось бы, чего же опасаться России? Аналитики объясняют: Россия может не использовать свои возможности на растущем рынке газа, их конкурентоспособность на глобальных рынках снижают высокие затраты и налоги. "Российский ТЭК впервые сталкивается со столь жесткими ограничениями со стороны внешнего спроса, что оборачивается дополнительными рисками", - говорится в тезисах доклада.