Дежурные силы ПВО СНГ будут стрелять по воздушным террористам

Наша страна ратифицировала Соглашение о действиях дежурных сил противовоздушной обороны СНГ, которые получили информацию о захвате или угоне воздушного судна.

Этот закон сегодня публикует "Российская газета". Хотя речь, в том числе, идет о таких тонких материях, как способы нейтрализации террористических угроз в небе, текст договоренностей между Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном не является секретным.

Из него можно достаточно подробно узнать, каким образом военные СНГ планируют обеспечивать безопасность на авиамаршрутах и что они станут делать при возникновении реальной террористической опасности не только для экипажей и пассажиров авиалайнеров, но и объектов и людей на земле.

В первую очередь Соглашение предусматривает обмен, проверку и анализ информации о вероятном захвате самолета, вертолета или другого летательного аппарата. Источником этих сведений могут быть разведывательные данные, доклады летчиков и наземных служб. По такой информации дежурные силы ПВО СНГ для начала определят степень имеющейся угрозы.

Это необходимо, чтобы, образно говоря, не стрелять из пушки по воробьям. К примеру, к факторам риска Соглашение отнесло уклонение самолета от маршрута и потерю радиосвязи с его экипажем. Но такое в принципе может случиться и без захвата судна террористами. Скажем, когда на лайнере возникла какая-то техническая неполадка, и бортовые системы отказали либо выдали ошибочные данные о полете. Вот машина и отклонилась от маршрута. Поэтому исключительно важно, чтобы достоверность поступаемой тревожной информации была максимально исчерпывающей.

Но вот сведения подтверждены несколькими источниками. Тогда за дело берутся дежурные силы ПВО. Они имеются у каждого государства СНГ, и если нет прямой угрозы соседям, местные летчики и наземные службы постараются справиться с захватчиками воздушного лайнера самостоятельно.

Но при этом военные проинформируют коллег о типе и бортовом номере захваченного террористами самолета, дадут позывной командира экипажа, назовут фактическое местоположение и курс лайнера, его высоту и скорость. Языком обмена такими данными в СНГ традиционно является русский.

Коли у местных военных не выходит посадить машину в пределах национальных границ, тогда ее передадут под контроль и сопровождение самолетов-перехватчиков соседей. Но по Соглашению в форс-мажорных обстоятельствах не исключен вариант, когда самолету одного государства СНГ разрешат преследовать террористов в небе другой страны.

Ну а в самом крайнем случае, когда уже исчерпаны все другие возможности посадить захваченный лайнер, и нет никаких сомнений, что его используют для теракта, военным могут дать команду на применение оружия.