Бюджетные перелеты за 10 евро появятся в России не раньше конца 2013 года

В преддверии сезона отпусков и массовых перевозок мы попытались выяснить судьбу т.н. долгожданных лоукостеров, то есть авиакомпаний, предлагающих полеты с минимумом бесплатных удобств, но с очень низкими ценами на билеты.

Рукой подать

Место бюджетного аэропорта для Москвы нашли в... Калужской области. Ермолино - военный аэродром рядом с городом Балабаново. На первый взгляд, расположение вызывает недоумение, возникает вопрос: что, поближе к Москве ничего не было?

На самом деле калужское Ермолино от столицы не так уж и далеко: примерно в 60 км от Внуково и в 80 км от МКАД по Киевскому шоссе. Все западные компании такого рода базируются на аэродромах, расположенных на приличном удалении от больших городов. И летают в небольшие авиапорты. Если продают билет во Франкфурт-на-Майне, то будьте готовы к тому, что приземлитесь в 120 км от него. А полет в британскую столицу означает посадку отнюдь не в престижном Хитроу, а в скромном Лутоне, что в 50 км к северу от Лондона.

Не очень удобно, но все неудобства перечеркивает шокирующая цена билета, которая начинается с символических 10 евро.

Сейчас в Ермолино базируются военная авиация и отряд МЧС. Калужские власти планируют наладить удобное для пассажиров сообщение между Ермолино и Москвой. Собственно, необходимая инфраструктура в наличии: есть несколько железнодорожных веток, рядом трасса М-3 Москва - Киев. В идеале сюда надо запускать "Аэроэкспресс" - как во все столичные порты.

Основным претендентом на полеты из Ермолино считают авиакомпанию "ЮТэйр". В компании нам подтвердили планы полетов, сообщив, что аэропорт Ермолино уже изменил свой статус с аэропорта МО и МЧС на аэропорт совместного базирования. Подписано соглашение, которое предусматривает базирование 20 самолетов "ЮТэйр".

- Изменение статуса - только начало большого пути, - разъясняет начальник пресс-службы компании Елена Галанова. - Военному аэропорту необходимо получить сертификаты для обслуживания и приема гражданских судов, предстоит реконструировать аэровокзал, наладить сообщение с Москвой.

- Начало полетов из Ермолино - не ранее 2014 года, - резюмируют в "ЮТэйр".

Мое общение с авиакомпанией проходило в форме обмена письмами. Показательный факт: отвечая редакции, сотрудники "ЮТэйр" избегали термина "низкобюджетный". Авиация - штука суеверная, никто не хочет зарекаться.

Они слетаются

Проекты по дешевым перелетам есть и у "Аэрофлота", и по меньшей мере у трех крупных западных лоукостеров, включая известные EasyJet и Ryanair.

По неофициальным данным, все компании сегодня застыли в ожидании поправок в российский Воздушный кодекс. Речь - о невозвратных билетах и праве на отмену питания на борту. Поправки могут быть приняты летом этого года. Еще могут изменить нормы бесплатного багажа.

Вся сложность в том, что нельзя менять правила игры исключительно для конкретных бюджетных перевозчиков - Воздушный кодекс один на всех. В результате права пассажиров могут быть урезаны. Причем - всех: даже людей, которые платят за полет сполна. А не только тех, кто мечтает о полетах за символические 10 евро.

Такая цена, к слову, вполне реальна. Один европейский лоукостер пообещал возить россиян из Петербурга в Дублин за 10 евро в одну сторону.

С другой стороны, если не разрешить перевозчикам торговать на борту горячими обедами и делать бизнес на багаже, то никаких полноценных лоукостеров и не будет. Торговля "сопутствующими услугами" и позволяет бюджетным компаниям держать низкие цены на билеты.

Глава ирландского лоукостера Ryanair Майкл О Лири с философским юмором предупреждает:

- В будущем мы будем возить пассажиров бесплатно, но я не собираюсь за это платить!

Друг у ворот

А вот к нашим соседям лоукостеры уже прилетели. В украинском аэропорту Жуляны обосновалась венгерская "ВизЭйр".

На примере соседей можно заглянуть в будущее - подготовиться к тому, что, видимо, ждет и нас.

Резервировать место на рейс нужно через Интернет. Или через информационный центр. Услуга платная, счет там выставляют буквально за все, даже за sms-подтверждение бронирования (12 украинских гривен - 46 рублей). Само бронирование в переводе на российские деньги начинается с 175 руб. Платная и регистрация в аэропорту: 440 - 880 руб.

А еще можно купить место с дополнительным пространством для ног (350-690 руб). Если хотите пройти в самолет первым, то и за это придется платить.

Правда, приоритетная посадка пассажиров с маленькими детьми и инвалидов - бесплатна. Также бесплатно компания помогает слепым и глухим пассажирам. Но число инвалидов не должно превышать 10 человек на один рейс. Откажут в перелете и женщине со сроком беременности свыше 34 недель. А если беременность свыше 28 недель, то нужно предъявить справку от врача о том, что летать не вредно.

Питание в полете, само собой, только за деньги.

И наконец главное: цены на сам перелет. Билет в Лондон (точнее, в упомянутый Лутон) на конец апреля - 3,8 тыс. руб. Неплохо, хотя аттракционом невиданной щедрости такое предложение не назвать. А вот провоз багажа достаточно дорог: одно место - 1,1 тыс. руб.

Да, и не забывайте, что указаны тарифы в одну сторону. Тем не менее если лететь налегке, не рваться первым на самолет и не требовать место с доппространством для ног, то выходит более-менее приемлемо. Даже возникает шальная мысль: а не махнуть ли в Европу через Киев? Кстати, аэродром для вылета вполне удобен, Жуляны - пригород Киева.

Увы, вот только от Москвы до Киева еще 900 км - это 13-14 часов в поезде. А с учетом трат на ж/д билет (плацкарт и купе: 1,7-3,5 тыс. руб. соответственно) все преимущества тают. Вывод: надо ждать отечественных лоукостеров. Оптимисты верят, что первые придут на рынок через полгода после поправок в Воздушный кодекс. Таким образом, по самым оптимистическим раскладам, это может произойти не раньше конца 2013-го.

А это значит, что весь нынешний турсезон летаем по скучным старым тарифам.

Кстати

Лидер по чудаковатым идеям - как сделать авиабилет еще дешевле - ирландская Ryanair. Самые радикальные проекты: стоячие места для пассажиров (но и цена билета $6-12), игровые автоматы на борту и плата ($1,4) за посещение туалета. Реализовать их не удалось. Глава компании обещал приз в Ъ1 тыс. тому, кто придумает более оригинальную услугу.

Прогноз

Эксперты предупреждают, что уже с 2014 года аэродромы Московского авиаузла не смогут обслужить всех желающих. Модернизация нынешних аэропортов проблему не решит, Москве нужен еще один. Его могут построить на базе существующих аэродромов Ермолино, Раменское, Клин-5. Или - в чистом поле, в 80-120 км к северо-западу от Москвы. Туда в первую очередь перенесут чартерные и грузовые рейсы.