Новости

11.04.2013 00:29
Рубрика: Общество
Проект: Наука

Как найти Королева?

Заманить молодежь в космонавтику можно только Луной или Марсом
Кто полетит на Луну? Где искать новых Королевых и Гагариных? Чему и как учить тех, кто будет конструировать новые корабли, ракеты и спутники? Эти и другие проблемы, связанные с подготовкой кадров для звездной отрасли, обсудили эксперты "Российской газеты".

Российская космическая индустрия испытывает острейший дефицит классных специалистов. Сегодня этот факт не отрицает уже никто. Ни эксперты, ни руководители самого высокого ранга.

Вместе с тем утверждена новая космическая программа России до 2020 года. "Мы не отстаем, в идеях, в передовых технологиях, в интересных решениях, - говорит член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев. - Но сейчас на предприятиях кадры 35-40-летних практически вымыты. Есть либо такие седые, как я, либо совсем зеленая молодежь. И грош нам будет цена, если мы дали в правительство серьезную космическую программу, а ее некому делать".

Недавно Роскосмос и минобрнауки подписали соглашение о создании Космического научно-образовательного консорциума. Предполагается, что ведущие предприятия и ведущие технические вузы должны объединить свои усилия и сформировать современную эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ракетно-космической промышленности.

Аналитики говорят прямо: нужно возродить систему, которая хорошо работала в советское время. Возьмем хотя бы ведущий российский технический вуз - МГТУ имени Баумана. Он всегда имел не только мощную научно-педагогическую школу, но и теснейшие связи с заводами, КБ. Преемственность традиций просматривалась четко: "отец" современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский был руководителем дипломного проекта у будущего авиаконструктора Андрея Туполева. Туполев стал руководителем дипломного проекта у будущего Главного конструктора Сергея Королева. Королев был научным руководителем у многих профессоров в Бауманке...

Звездный стандарт

Одна из самых важных проблем: выпускники вузов оказываются не всегда готовы к работе, которая их ждет. По мнению многих экспертов, это происходит из-за того, что стандарты подготовки специалистов разрабатывают чиновники, а не заказчики.

Владимир Соловьев: Очень важно дать студенту фундаментальные знания. Ньютоновская, эйнштейновская физика, курс высшей математики мехмата - это мощная база. Но не менее важны прикладные технические знания. Что было раньше? Приходит молодой инженер на РКК "Энергия", и мы года два его переучиваем: под свои жесткие требования, новые технологии, новые задачи. Очень важно, чтобы были преподаватели от работодателей. Сейчас у МГТУ имени Баумана есть "привилегия" - право создавать свои университетские стандарты. В них закладываются все необходимые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист. И эти стандарты могут брать на вооружение другие вузы нашего направления.

Сейчас инженер после вузовской скамьи получает 30-35 тысяч рублей в месяц. И есть неплохая перспектива роста. И жилье мы строим активно. Очень важно, чтобы у человека был интерес. Есть - значит он будет нормально работать.

Владимир Калугин: Как подготовить студента к работе по специальности? Рецепт "отшлифован" за 75 лет работы нашего космического факультета: ребята проходят практику на ведущих предприятиях, и начинают брать их туда уже с 3-4-го курса. Мы всегда почему-то смотрим на Запад. И забываем про собственную инженерную подготовку. Главное, совместная работа над профессиональными стандартами предприятий и учебных заведений. Это залог успеха в подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли.

Александр Соболев: Ограничения, которые накладывают стандарты для работы вузов, уходят в прошлое. Национальные исследовательские университеты имеют право разрабатывать собственные стандарты, причем совместно с предприятиями, опираясь на профстандарты. Иногда проблема заключается в том, что работодатели не имеют четкого портрета профессиональных компетенций, четких требований к квалификации выпускников. В этом случае разрабатывать их должна команда специалистов - от заказчика и от вузов.

Новый закон об образовании позволяет сейчас создавать на предприятиях кафедры профильных вузов. Туда должны быть вынесены части образовательного процесса, связанные с изучением конкретных технологий. Чем больше базовых кафедр, тем лучше. Опыт МФТИ, Бауманки это подтверждает.

Конструктора заказывали?

Дефицит кадров для космоса возник еще в 90-х годах, когда талантливая молодежь рванула из обедневшей космической романтики в бизнес. А как формируется госзаказ на специалистов сегодня?

Александр Соболев: Есть государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса - примерно 13 тысяч 600 человек в год. Из них около 2 тысяч - это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки. Казалось бы, все четко. Почему не срабатывает? Причин много. Тут и проблемы целевого набора, когда предприятия изначально подают заявки в Роскосмос, а потом целевые абитуриенты не приходят в вузы. И низкий уровень подготовки выпускников школ: нередко средний балл ЕГЭ поступающих в технические вузы не превышает 55 баллов при среднем по России около 60.

Кстати, сейчас лишь около 24 процентов учащихся выбирают для ЕГЭ физику, а это наряду с математикой главный предмет для технических вузов. Поэтому план по поступлению выполняется примерно на 60 процентов. Но ведь и среди тех, кто поступил, естественно, идет жесткий отсев. На выпуске примерно только половина идет работать по специальности.

Четкий прогноз - это вопросы координации работы профильных министерств, Роскосмоса и конкретных предприятий. Хотелось бы, чтобы план подготовки кадров был более реалистичным.

Владимир Калугин: Приведу цифры. Каждый год на факультет "специальное машиностроение" поступают 450 первокурсников. Заявка выполняется на сто процентов. Вроде бы здорово. Но давайте внимательно посмотрим хотя бы на целевой прием. Почему? Да, это кадры, которые нужны предприятию. Но нередко они присылают абитуриентов с крайне низкими баллами ЕГЭ. Часть заворачиваем сразу. Еще где-то 25 процентов отсеиваются уже на первых курсах. Проблема огромная.

Попасть в цель

Минобрнауки считает целесообразным переход от целевого приема к целевой подготовке, когда четко прописан договор: стипендия от предприятия, система закрепления, гарантии.

Виктория Майорова: Я считаю, что целевой набор - вынужденная мера и, надеюсь, временная. Почему мы должны брать несильных абитуриентов, которых присылают предприятия, и потом их отчислять? Нужно дать вузам возможность делать полноценный набор. А уже потом, где-то с третьего курса, пусть действует целевая подготовка. Нам нужны не просто способные, а мотивированные ребята, которые хотят работать в космической промышленности.

Только что завершилась Всероссийская олимпиада "Шаг в будущее". Вы бы видели, какие интересные работы были представлены по космонавтике. Первое место занял ученик из Новосибирска: его проект связан с робототехникой на поверхности космического тела. Эти ребята - самородки. А мы вынуждены иногда "забивать" места непонятно какими абитуриентами из целевого набора.

Как удержать молодежь

Аналитики приводят неутешительную цифру: примерно 60 процентов молодых специалистов уходят с предприятий промышленности уже в первые три года. В основном, не устраивает зарплата, социальный пакет, отсутствие карьерной перспективы. Как заметил один из экспертов, при нынешней зарплате на космических предприятия хорошего инженера не удержать.

Александр Лазуткин: Мало платят? Но это далеко не все. Нужна мотивация, интерес. Раньше говорили: в 2030-м году полетим на Марс. Помню, когда в НПО "Энергия" появились отделы, которые начали заниматься лунной и марсианской программами, пошла молодежь. Деньги те же самые платили, но молодежь уже ходила по предприятию. Как только все это прикрыли - не стало молодежи. Нужна захватывающая космическая программа. Чтобы студент, который готовится заниматься космической техникой для полета, скажем, на Марс или к Юпитеру, знал: у него есть шанс реализовать свою мечту.

Владимир Соловьев: После Бауманки до предприятий доходит 70 процентов выпускников. Другое дело, что через год, поднабравшись практических знаний, скажем, на РКК "Энергия", они становятся очень востребованы где-то вовне. В резюме сразу же появляется хороший бренд. Кстати, примерно 40 процентов наших студентов делают дипломы именно на предприятии. Хотя когда-то это была стопроцентная практика. Но сегодня 40 процентов - очень хороший показатель. Потому что лет десять назад он был практически равен нулю.

Что еще важно? Пришел студент с четвертого курса. Работодатель обязан дать ему знающего опекуна, который занимался бы с молодым специалистом. А если тот говорит: "Слушай, это такая морока, мне некогда..." - ничего не выйдет. В "Энергии", допустим, закон: начальник сектора должен быть аттестован определенным образом для работы с молодежью.

Виктория Майорова: Ребята умные, они все просчитывают. Какая зарплата и какие шансы с жильем? Что входит в социальный пакет и есть ли свой спорткомплекс?.. Недавно встречалась с выпускниками, они рассказывают: со всеми накрутками получают до 70 тысяч рублей. Довольны страшно.

Наставничество очень важно. Это должен быть механизм, который подкрепляется строчкой в бюджете о кадровом сопровождении. И она раньше была. А сейчас предприятия не получают ни копейки на подобные вещи.

Владимир Родченко: Раньше в бюджете предприятий была строка - "на вузовскую науку". Были деньги, чтобы проводить научно-исследовательские работы, проектирование, селекцию талантливых ребят. Сегодня же помощь предприятий зависит только от того, преподает в институте какой-то руководитель или нет. Это административный ресурс. А должна работать система. Только тогда кадры будут по-настоящему адаптированы к промышленности. Но надо понимать: это не уровень министерств. Это уровень государства: при финансировании любого сложного технического проекта ввести отдельную строку на подготовку кадров.

Акцент

Кто полетит на Луну?

Сегодня космос полностью ушел из отечественного кино. Вместо него - голливудские блокбастеры. В российских книжных магазинах гораздо проще купить детские книги про космос, переведенные с английского. Во многих даже не упоминается первый космонавт планеты. А предмет "Астрономия" исчез из школьной программы. Как же воспитывать новых Королевых и Гагариных? Эксперты подчеркивают: чтобы мотивировать молодежь, нужна начинать со школы.

Борис Крючков: Специалисты ЦПК проводили опрос: что интересует в космосе молодежь? Оказалось, прежде всего такие, большие проекты, как Луна, Марс. Мы мало рассказываем о космических планах. Надо давать больше информации в СМИ о новых перспективных программах России! Когда развивалась программа "Союз-Аполлон", конкурс в вузы на аэрокосмические специальности увеличился в два-три раза.

Что еще тревожит? При отборе в отряд космонавтов мы тестируем претендентов по русскому языку и литературе, физике, математике, культурологии и компьютерной техники. Самые лучшие результаты - по компьютерным технологиям. Хуже всего - с физикой и математикой. А ведь это тестирование на уровне знаний средней школы! Чему удивляться? Раньше на физику отводилось 5-6 часов в неделю. Сейчас "база" - два часа. Астрономию вообще выгнали из школы. Если не изменим ситуацию, мы никогда не привьем интерес к техническим наукам и специальностям.

Несколько лет в ЦПК функционировал филиал кафедры МАИ. Через него прошли сотни студентов. Они изучали транспортные корабли, орбитальные станции, бортовое оборудование, которые использовались в космосе. Проблемы создания космической техники студенты обсуждали с космонавтами, учеными, инструкторами. К сожалению, институт филиалов кафедр упразднен, а жаль! От него была огромная практическая польза.

Юрий Маленченко: Как изменится подготовка космонавтов с учетом лунных проектов? С точки зрения безопасности, это на несколько порядков более сложная работа. Будет новый корабль, новая пилотируемая транспортная система. Если говорить не просто о коротком полете на Луну, как у американцев, а о создании лунных баз, то здесь должны быть совсем иные вопросы отбора космонавтов. Много вопросов. Мы к ним готовимся, изучаем.

Александр Лазуткин: Я был в американском Хантсвилле, в космическом молодежном лагере.

Там всех школьников пропускают через 2-недельную образовательную программу. Ребята кораблем "управляют", в скафандрах работают. Им показывают, что такое невесомость - имитируется на 1-2 минуты. И учителей даже запускают. Вот это дело очень хорошее. Это и нам бы следовало взять. Потому что у нас есть Центр подготовки космонавтов, куда мы можем приглашать учителей и показывать, как это все устроено.

Справка "РГ"

В прошлом году Роскосмос впервые в истории провел открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов. Из 305 человек право на путевку в космос получили только 8. Следующий планируется провести примерно через 2-2,5 года.

Сейчас в российском отряде космонавтов насчитывается 42 человека. В том числе 8 кандидатов, которые проходят общекосмическую подготовку. Из числа действующих космонавтов пока не летали в космос свыше 30 процентов.

От редакции

По мнению экспертов, несмотря на проблемы, система непрерывного космического образования в стране все-таки работает. Любопытно: оказывается, есть даже детские сады, которые ориентированы на космическое образование. И наши космонавты участвуют в этом. Правда, как замечает Виктория Майорова, все пока еще в зачаточном состоянии. Но - есть!

Если говорить о школе, то, скажем, в Ульяновске работает прекрасный космический клуб "Буран". Открыты аэрокосмические лицеи в Новосибирске, Красноярске, Самаре. Это большие образовательные центры. Олимпиада "Шаг в будущее, Космонавтика" - как итог всей этой большой работы.

Важным местом для практической подготовки молодых специалистов могли бы стать космические центры, организованные на базе ведущих технических вузов. Где брать Королевых и Гагариных? Здесь - говорят эксперты. Скажем, в МГТУ им. Баумана существует Молодежный космический центр. Сейчас там проектируются четыре спутника, главный из которых - "Бауманец-2". Это будет настоящая летающая лаборатория для проведения научных экспериментов.

Кстати, Роскосмос наконец-то признал, что эта ниша была упущена. Российское космическое ведомство готово бесплатно осуществлять запуски на орбиту студенческих спутников. По словам Владимира Поповкина, это принципиальная позиция. "И если какой-то вуз сделает спутник, он может какое-то время полежать, пока для него найдется место, но аппарат обязательно будет выведен на орбиту", - заметил Поповкин.

Эксперты говорили и о важности проведения мониторинга успешности выпускников. Так, по словам Виктории Майоровой, 72 процента выпускников, прошедших школу молодежного центра "Бауманки", работают по специальности - инженерами. В целом же из выпускников университета только каждый пятый занят в той же профессии.

Представитель минобрнауки заметил, что востребованность работодателем - это и есть главный критерий оценки успешности вуза. "Если выпускники востребованы, результаты вузовской науки составляют основу новых технических решений предприятий и корпораций, то мы всячески поддерживаем такие вузы и даем все возможности для их эффективной работы", - подчеркнул Александр Соболев.

Эксперты "Российской газеты":

Борис Белков - руководитель программ департамента инициатив и специальных проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив

Владимир Калугин - руководитель Научно-учебного комплекса "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор

Борис Крючков - начальник управления, заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина по научной работе, доктор технических наук, лауреат государственной премии СССР

Александр Лазуткин - директор Мемориального музея космонавтики, летчик-космонавт, Герой России

Виктория Майорова - руководитель Учебно-научного Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель Всероссийской олимпиады школьников "Шаг в будущее, Космонавтика", доктор технических наук, профессор

Юрий Маленченко - космонавт-испытатель, Герой России

Владимир Родченко - профессор МАИ, доктор технических наук

Александр Соболев - директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России, доктор физико-математических наук

Владимир Соловьев - первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

Общество Космос Общество Образование
Добавьте RG.RU 
в избранные источники