17,5 тысячи детей в России не учатся по причине здоровья

В 2013 году вступает в силу новый закон об образовании, в котором впервые прописано понятие инклюзивного образования - системы, обеспечивающей доступ к знаниям для всех детей независимо от состояния их здоровья.

Тот факт, что понятие инклюзии вошло в российское законодательство, - серьезный повод для радости, уверяют специалисты. "Наконец мы можем говорить об инклюзивном образовании публично", - говорит директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина:

- Порядка 35 тысяч детей в России не получают образование, 17,5 тысячи - по причине здоровья. Это не погрешность, а серьезная цифра для страны, которая позиционирует себя как страна прогрессивная. В России на сегодняшний день есть множество препятствий для развития инклюзивного образования: приоритеты и ценности массовой школы, ориентированной на достижение результата, а не индивидуальный успех ребенка; неготовность руководства и работников школ к малопонятным переменам; страх родителей за своих детей.

Речь ведь не только о доступности школ. Официально наши вузы не закрыты для людей с инвалидностью, более того, у них есть льготы при поступлении. Но в большинстве вузов человек с ограниченными возможностями здоровья учиться не сможет - нет условий. В столице дела обстоят лучше, однако только 13 процентов московских школ оборудованы лифтом, которым может пользоваться человек в инвалидном кресле. Несмотря на то что в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, а понятие инклюзивного образования было прописано в законе отдельным пунктом, система, позволяющая особенным детям получать образование наравне со здоровыми сверстниками, для многих россиян остается малопонятной фантазией.

Почему мы должны под них подстраиваться? Почему большинство должно идти на поводу у меньшинства? Эти вопросы звучат постоянно. Но дети с инвалидностью - это только треть детей, чьи возможности в получении знаний ограниченны. Есть еще дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов. Инклюзивное образование - это не образование для инвалидов, это образование для всех. Главная идея состоит в том, что человек имеет право на отличие.

Комментарий

Иван Трушкин, студент:

-Я не встаю с инвалидного кресла с детства. Сейчас мне 19 лет. Окончил школу надомного обучения. Учусь на втором курсе факультета дистанционного обучения МГППУ. В школьные годы я даже не задумывался о том, как наше общество относится к инвалидам. Впервые мысли на эту тему посетили меня во время профориентации в девятом классе. Я столкнулся с тем, что таких, как я, берут не во всякий вуз. Честно, думал, что жизнь моя закончилась с окончанием школы.

Со стороны не понять, что значит учеба, студенческая жизнь для человека с "ограниченными возможностями". Даже среди студентов нашего отделения многие редко выходят из своей квартиры. Причин несколько: не хочется лишний раз попадать в толпу людей, для которых ты "не такой". Да и технически бывает сложно выйти из дома: даже если в подъезде есть подъемник для коляски, то пульт или ключ обычно хранится у консьержа или диспетчера. Это очень неудобно.

Как-то после общего собрания я предложил декану создать клуб, который занимался бы организацией досуга для таких студентов, как я. И декан проект поддержал! Особенно запомнились походы в ГМИИ им. Пушкина. Музей не приспособлен для колясочников, и охранники на руках несли нас по знаменитой лестнице!