После реконструкции в Дрездене открывается Физико-математический салон

Шесть лет реставрации, почти в два раза увеличившаяся площадь экспозиции, более тысячи экспонатов: от старинного счетчика миль, которым саксонский курфюрст Август в XVI веке самолично измерял территорию своих владений, до астрономических часов в виде башни, наконец, возможность каждому поработать на модели прапрабабушки калькулятора - вычислительной машине самого Блеза Паскаля, и (не без помощи анимации) заглянуть внутрь старинных механизмов... Короче, в дрезденском Цвингере вновь открывается для публики знаменитый Физико-математический салон, без которого нет истории ни астрономии, ни Саксонии, ни Цвингера.

Чтобы представить себе, что такое Физико-математический салон для Дрездена, достаточно сказать, что вплоть до ХХ века здесь определялось официальное время для Саксонии. В общем, это был местный Гринвич. Правда, с авторитетом, выходящим далеко за пределы Германии. Даже в 1930 году к его опыту апеллировали создатели планетария в Чикаго. А все началось... с кунсткамеры, которую в 1560 году устроил в своем дворце-резиденции саксонский курфюрст Август. Не то чтобы его волновали лавры "просветителя", до эпохи Просвещения еще оставалось пара веков. Зато эпоха географических открытий была в разгаре. Поэтому в "кабинет редкостей" стали приобретаться не средневековые диковины неясного сакрального назначения, а морские навигационные приборы, точные измерительные инструменты, необходимые для того, чтобы проложить шахты в горах... Про приборы для военных баллистических расчетов можно и не упоминать, и так понятно, что к такого рода вещам всегда особый интерес. Все эти научные приборы были последним словом тогдашнего знания. Говоря сегодняшним слогом, курфюрста интересовали инновации. Впрочем, скорее всего, они интересовали ученых, которые предвкушали возможность поработать на драгоценных приобретениях. Что касается курфюрста, то его также согревала мысль поразить послов чужих дворов, продемонстрировав роскошь и могущество.

Дело в том, что приборы привозились главным образом из имперских городов - Нюрнберга и Аугсбурга. А эти города, помимо прочего, славились традициями цехов ремесленников. А их мастера не могли ударить лицом в грязь и сделать часы или глобус земли иль неба абы как. Так встретились средневековая традиция производства и жажда познания Земли и космоса, характерная для нового времени. Результат оказался ошеломляющим.

В 1728 году Август Сильный основал в Цвингере "Королевский кабинет математических и физических инструментов", отделив его от кунсткамеры и сделав самостоятельным музеем. Впрочем, это не помешало использовать инструменты для научных целей. Здесь была отличная обсерватория. Позже Физико-математический салон, названный так в 1746 году, много помог созданию Технического университета в Дрездене. А в 1845-м вдохновил местного часовых дел мастера Фердинанда Ланге на создание немецкой часовой мануфактуры в Гласхютте.

С 15 апреля обновленный Физико-математический салон представляет четыре экспозиции: мир глобусов семи столетий, часы и автоматические приборы со времен Ренессанса, обсерваторию и физические приборы XVIII века и математические инструменты (начиная с XVI века) как произведение искусства.