11.04.2013 23:44
    Поделиться

    Денис Мантуров: Мы еще не готовы использовать летающие автомобили

    Денис Мантуров - о самых ярких открытиях на ярмарке в Ганновере
    Крупные торговые сети смогут расширять свое присутствие в больших селах, но с одним условием. Они должны также организовать выездную торговлю в отдаленные деревни. Об этом министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил с российскими производителями городских автобусов нового поколения на Всемирной промышленной ярмарке в Ганновере. Сегодня она завершает свою работу.

    Инновационные автобусы машиностроительного холдинга из Волгоградской области обратили на себя внимание министра современными техническими характеристиками, европейским дизайном, экономичностью, ездой по бездорожью. Газомоторные, гибридные автобусы размером от восьми до восемнадцати метров могут не только перевозить пассажиров и туристов, но и превращаться в офисы, библиотеки, поликлиники, банки на колесах, юридические конторы, станции переливания крови. И вот теперь, возможно, будут трансформироваться в "супермаркеты", которые приедут на смену автолавкам.

    Денис Валентинович, какие еще российские экспонаты способны изменить нашу жизнь, сделать ее комфортнее? Что особенно привлекло ваше внимание?

    Денис Мантуров: Тактильная медицинская техника, заменяющая руки врача при "осмотре" внутренних органов. Эндоскоп, о котором мне рассказали ученые из Тулы, это уникальная экспресс-диагностика для раннего выявления онкологических поражений. Этот прибор нужно продвигать, производить и реализовывать на российском и зарубежном рынках. Для поддержки таких разработок у нас есть госпрограмма по развитию фармацевтики и медицинской техники. Ее цель - создание инновационной российской медицинской промышленности мирового уровня, интеграция наших ученых и производств в международную кооперационную цепочку.

    170 компаний из России представили в Ганновере свои инновационные разработки

    Другая очень важная, ценная и безотходная технология - получение биоразлагаемых пластиков и биополимеров из возобновляемых ресурсов органического растительного сырья - сахарной свеклы, волокон льна, соломы. Биокомпозиты можно эффективно использовать в жилищном строительстве, они незаменимы в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, дорожной и транспортной инфраструктуре. Из них можно делать облицовку для автомобилей, самолетов, использовать в судостроении.

    Крайне важно, что свойства этих материалов дают возможность программировать срок эксплуатации объектов, задавать его как на несколько месяцев (для аграрных производств), так и на десятки лет (для жилых домов, мостовых конструкций). И при необходимости быстро утилизировать без вреда для экологии и с большой экономией- биокомпозиты способны легко саморазлагаться. Развитие этих технологий в России идет в русле госпрограммы по композитным материалам. Министерство уже сейчас будет стимулировать спрос и закупки этой продукции в России при создании инфраструктуры. Считаю, это инновационное решение наших инженеров можно и нужно предлагать и на международные рынки.

    Какие инновации других стран вы бы хотели "увезти" с собой в Россию?

    Денис Мантуров: Хотелось бы более подробно изучить объявленную госпожой Меркель так называемую программу цифровой индустриализации и цифрового управления промышленностью - 4.0. Будет интересно ознакомиться с этими технологиями.

    Для применения в России это очень актуально, так как ведет к индивидуализации производства. Мир движется к индивидуальности, начиная от одежды, которую носим, и заканчивая более интеллектуальной продукцией в области фармацевтики, машинотехнических изделий, робототехники. А программа 4.0 дает возможность очень быстро перенастраивать производства под конкретного заказчика.

    А летающие автомобили вас не впечатлили?

    Денис Мантуров: Это пока фан, экзотика. На практике можно, конечно, их применять, но в меньших объемах. Надо иметь определенную культуру и правила использования таких машин. Пока мы этого не достигли.

    Здесь, в Ганновере, вы побывали на заводе Фольксваген. И как?

    Денис Мантуров: Меня запустили в сердце завода - центр прототипирования. Путь от идеи до готового изделия должен быть максимально коротким. А прототипирование позволяет применять технологии быстрого производства, значительно сокращая время, необходимое для обновления модельного ряда продукции, обеспечивая успех в конкурентной борьбе. И активно используется мировыми производителями в автомобильной, авиационной, медицинской, радиоэлектронной промышленности.

    Вернемся к нашей экспозиции. Как российские регионы себя показали?

    Денис Мантуров: Тульские коллеги - молодцы. С учетом прихода нового губернатора, который имеет опыт предпринимательства, сейчас там внедряются все современные подходы к развитию промышленной индустрии. В частности, кластерного направления станкостроинструментальной отрасли промышленности. Мы будем рассматривать область как часть пула регионов по этому направлению.

    Российская экспозиция занимает 4,5 тысячи квадратных метров, свои разработки представили 170 компаний. Такого количества наших предприятий еще никогда не участвовали в промышленных выставках за пределами страны. В этом году наметилась важная и знаковая тенденция: более половины российских участников Ганновера - это малый и средний бизнес. В Германии около 60 процентов ВВП формируется малыми и средними предприятиями. В России их доля в производстве пока невелика, но тот факт, что их руководители считают важным приехать в Ганновер и продвигать свою продукцию на высококонкурентных европейских рынках, внушает оптимизм.

    Какие шаги мы должны совершить, чтобы Россия стала поставщиком технологий и преодолела наконец сырьевую зависимость?

    Денис Мантуров: Для этого нужно поддерживать их создание и развитие, мотивировать всяческими путями - не только денежными, но в том числе и административными. Например, внедрением новых стандартов. Любой новый стандарт дает определенную отсечку того, что производится сегодня, для того, чтобы мотивировать к развитию.

    Стандарт является двигателем нашей промышленности, да и в целом в мире. Это один из инструментов продвижения образцов промышленной продукции. И, естественно, она должна иметь абсолютно инновационную составляющую для того, чтобы фиксировать это стандартом как рекомендательную либо обязательную к использованию норму.

    Любая выставка - в каком-то смысле лишь "минута технославы". А что дальше?

    Денис Мантуров: Уже подписано несколько соглашений на многомиллионные контракты. О совместных разработках вагонов метро для рынков СНГ. О создании первого в России завода по производству биокомпозитов мощностью пять тысяч тонн в год. О поставках локомотивов совместного производства для наших железных дорог. О развитии ледокольного флота и Арктического центра проектирования и испытаний.

    У нас хорошо сохранились и крепнут технологии и компетенции по ледокольному флоту, по освоению арктических просторов. Естественно, мы готовы масштабировать эти технологии за счет участия иностранных партнеров. В частности, немецких, финских верфей, которые принимают заинтересованное участие в программе развития нашего судостроения.

    Картинки с выставки

    Самые "ударные" российские экспонаты выставки глава минпромторга Денис Мантуров лично представил своему коллеге, министру экономики и новых технологий Германии Филиппу Реслеру.

    Молодой немецкий министр азиатской наружности (по национальности он вьетнамец) не только интересовался у  Мантурова их особенностями, но и откровенно радовался, если узнавал, что та или иная высокотехнологичная новинка -  плод интернационального российско-германского мозгового штурма. Оценив, к примеру, конкурентные преимущества инновационных вагонов для московского метро, совместного интеллектуального продукта Уралвагонзавода и международного холдинга Bombardier, Филипп Реслер с энтузиазмом заметил, что это будет самый модерновый метропоезд в мире, а в дальнейшем его смело можно выводить на европейские и азиатские рынки. Бесшумные, сквозные вагоны с широкими дверными проемами, легко адаптируемые к автоматическому вождению, без машиниста, стали одним из бестселлеров российской экспозиции.

    Немецкого министра надолго "зацепил" и российский проворный геликоптер (маленький вертолет). И бегалет-трансформер, сконструированный пятигорскими инженерами. Это, по сути, полноценный самолет  с мягким крылом. Все системы и экипаж находятся в обтекаемой оболочке-мотокапсуле из композитных материалов - стеклоуглепластика и титана. Реслер с интересом залез в кабину, попробовал себя в роли пилота, дотошно расспросил о деталях - высоте и скорости полета, безопасности, модификациях. Цель пятигорских авиастроителей - развитие на базе своего детища малой авиации на юге России. Бегалет на мягком и жестком крыле, в зависимости от модификации, взлетает в небо без разгона и со временем может стать помощником  для труднодоступных  районов, санитарной, сельскохозяйственной авиации. У другой технической новинки полноразмерного ходового прототипа спортивного автомобиля  "Руссо-балт" немецкий министр тоже надолго задержался с расспросами. Не часто пока в мире предлагают автомобили с вертикальным взлетом. Владимир Пирожков, глава фирмы, изготовившей прорывной аэрокар, согласен, что пока это проект мечты. Но уверен, что со временем автомобили будут летать.

    Денис Мантуров тем временем обратил внимание Реслера на земное - охранно-сервисные системы и брелки "Пандора". Их  представила Калужская  область. Изюминка автомобильной сигнализации - в интеграции с Интернетом и схеме подключения. Мобильный телефон становится полноценным пультом управления! А подключение по CAN-шине позволяет исключить вмешательство в бортовую сеть автомобиля. И цена в два раза ниже, чем на европейском рынке.

    Поделиться