12.04.2013 15:25
    Поделиться

    В Волгограде Игорь Растеряев презентовал мультяшный клип

    Волгоград автора знаменитых "Комбайнеров", пропиарившего регион на всю страну, встретил нелюбезно: очень долго Игорь Растеряев не мог найти площадку для выступления. Организаторам концертов автор песни, собравшей почти три миллиона просмотров на "Ютубе" и ставший "открытием года" по версии Национальной Музыкальной премии за достижения в рок-музыке, оказался неинтересен.

    Тем не менее, встреча Растеряева с поклонниками его творчества все же состоялась. Игорь представил новую программу "Волгоградские лица", а также презентовал мультяшный клип на песню "Ермак", который нарисовал сам. А перед концертом пообщался с журналистами.

    Игорь Растеряев: Казачество - это для меня самая важная, глобальная тема. Но я ее ни с кем и нигде не обсуждаю. Вчера у дяди с дуру в первый раз в жизни нарушил свое собственное табу - в итоге все равно все закончилось руганью и непониманием. Да, действительно, я "природный" казак, казак по происхождению. Мои предки - казаки Усть-Медведицкого округа. Я поднимал свою родословную, с конца 18 века в Раздорах числятся казаки Растеряевы, правда, писалась моя фамилия через "З" - Разтеряев, но я отношу это в счет относительной грамотности приходских дьячков. Город Волгоград, Сталинград для меня тоже очень близок. Дед учился здесь на курсах председателей колхозов в сельхозинституте. У меня в Питере висит фотография: их выпуск, все в одинаковых косовортках, в кружочках. Подпись: курсы председателей колхозов, Сталинградский сельхозинститут, 1952 год. И фото самого института внизу: пустырь, на котором стоит здание института, и трамвайные рельсы, уходящие до горизонта.

    Все мое отношение к казачеству выражено в песне "Ермак", особенно в первой ее части, медленной. Но я не ухожу от этих вопросов, и надеюсь, что в ближайший год - два моя позиция будет четко изложена в творчестве: литературном, песенном, может быть, в книге или в мультипликации - как я отношусь к современному казачеству, что для меня казачество, народ это или не народ, как я себя соотношу с казачеством... Это очень серьезная для меня тема, здесь надо говорить четко и конкретно.

    А почему клип именно анимационный?

    Игорь Растеряев: Обычные клипы не могут точно воспроизвести стиль песни, поэтому рисовал сам. Вообще эту песню я писал лет пять. Сначала было стихотворение, которое долго лежало в столе, потом родилась к нему мелодия - получилась медленная часть. А еще через какое-то время я добавил быструю.

    Вообще клипы планируете еще снимать? Один полноценный ведь выпустили?

    Игорь Растеряев: Вы имеете ввиду клип к песне "Звонарь"? Это отдельная история, которая совершенно отбила охоту снимать клипы "профессионально". Это был первый и последний раз. Практически сразу же после выхода "Комбайнеров" был снят клип, также под гармошку, но компания по своей собственной инициативе сделала "попсовую" аранжировку, понавешали "прибамбасов". Я это дело зарубил и сказал, что категорически против, чтобы этот клип где-либо транслировали. Но он все равно попал в интернет. Но так как никаких договоров мы подписать не успели, клип остался только в сети. Мне он очень не понравился, а вот непосредственно раковским комбайнерам - наоборот: "Ты че, под него можно прыгать, плясать!" У них свои взгляды на музыку. Я же не считаю правильным добавлять инструменты к гармошке или гитаре.

    В качестве эксперимента на концерте в Москве я исполнил две песни с Александром Ф. Скляром и его музыкантами. Получилось нормально, мне понравилось. Но это вкрапление в концерт, "фишка", не более того. Все в таком жанре выдерживать - с барабанами, бас-гитарой - что-то потеряется, что есть в моих песнях сейчас. Когда выступаешь только с гармошкой - есть непосредственно контакт с залом, общение с людьми. Один человек - и люди, которые пришли его послушать. Если будут еще музыканты - это уже другой формат. К тому же, есть еще и другая проблема. Когда мы репетировали со Скляром, началось: мне неудобно петь, давай в другой тональности. Но в другой тональности не получится, потому что это гармошка - у нее всего одна тональность. И в итоге всему коллективу музыкантов пришлось перенастраивать свои инструменты под гармошку из комиссионного магазина. Плюс ко всему они разговаривают на каком-то своем диалекте музыкальном, который мне неведом - какие-то две доли, фа диез, соль мажор. Поэтому, даже если я создам группу, я не смогу ей руководить, буду самым несведущим человеком. Я однажды озадачился вопросом - где учат играть на гармошке? Оказалось, что нигде. Есть классы баяна, аккордеона. А гармошка - это их усеченная, самая примитивная версия. Да и чему там учиться для такого исполнения песен...

    А откуда вообще взялась гармошка?

    Игорь Растеряев: Изначально, когда я попал в театральный институт, мы делали "зачины" - небольшие самостоятельные представления, где каждый студент по очереди был автором. И по условиям в конце обязательно должна была быть песня. Так получилось, что на курсе было две гармошки, причем именно "Чайки", и были люди, которые умели на них играть. И я тоже стал учиться, подпирать свои любимые песни - "ДДТ", "Чиж и Компания". Меня это забавляло, но долгое время я умел играть только две песни.

    Политические партии не пытались вас привлечь на свою сторону?

    Игорь Растеряев: Если только поначалу, когда только стал популярен, но я ни за кого не агитировал. Вообще это миф - что я притягателен для политических партий, что они спят и видят, как бы заполучить парня с гармошкой. Это не так. Политические партии прекрасно живут без гармониста. Вообще я очень боюсь терминов "голос народа", "звезда", "патриот". Мне приятно, что на концерты приходят люди, для которых мои мысли созвучны, что они вместе поют мои песни. Мне это очень дорого. Но брать на себя миссию "голоса народа", во-первых, просто нескромно, во-вторых - неумно. Потому что песня - это прежде всего эмоциональное отношение того, что человек видит. Например "Ромашки" - о пьянстве. Это то, что ты увидал и эмоционально выразил.

    Еще некоторые почему-то думают, что, если человек это выразил, то знает, как проблему решить. Меня часто спрашивают, как я отношусь к ужесточению "алкогольных" законов, или, что надо делать, чтобы люди бросили пить. Я не знаю. Для себя я эту проблему решил 11 лет назад. Но что делать в глобальном масштабе - я не знаю. И я выражаю только то, что лично пережил или наблюдал. Причем никогда не "планирую" песни - они изначально рождаются из мелодии, именно мелодия вытаскивает тему. А такого, чтоб я сидел и думал, какую бы песню сочинить, не бывает.

    Как вы отдыхаете, расслабляетесь?

    Игорь Растеряев: Сижу в Интернете, в соцсетях. Для меня это отдушина, я так стресс сбрасываю. Лазаю по "Ютубу", нахожу какие-то просто невероятные композиции, отрываюсь просто. После 30 лет мне очень стала нравиться попса 1990-х. Не потому, что обладает какими-то музыкальными достоинствами. Просто эти песни будят во мне эмоции и воспоминания, как мы плясали под них в Раковке и в пионерлагере "Салют".

    Свое собственное творчество вы к какому стилю отнесли бы?

    Игорь Растеряев: Может быть, к авторской песне? Я ж автор. А шире - не знаю. Решили, что я рокер. Что ж, пусть, я не против. Но шоу-бизнес - не моя история, как и корпораты. Почему-то считается, что я не выступаю на корпоратах, потому что такой хороший, все это идеализируется. Нет, просто тематика песен не подходит под эти мероприятия. Я этого избегаю, потому что это будет неправильно по отношению к творчеству. Хотя вообще я всю жизнь этим занимался, потому что родом из театра "БУФФ", а это эстрадный театр. Как и все мои ровесники-коллеги, я вел свадьбы и корпораты, в основном - свадьбы. Просто моя творческая, личностная история идет в разрез с этой деятельностью, и корпорато-свадебной, и театральной.

    Расскажите о своей работе в театре.

    Игорь Растеряев: Моя самая большая роль - в спектакле "Женя, Женечка, Катюша", его давно не было в репертуаре, но вот ко Дню Победы решили показать, 8 мая будет. А репетирую сейчас Шекспира, "Сон в летнюю ночь", на сцене появляюсь аж два раза, в начале и в конце спектакля. Первый раз, кажется, я произношу одно четверостишие, второй раз - полчетверостишия. Плюс у меня очень надежный напарник, который всегда рад лишний раз порепетировать и отыграть спектакль. Поэтому я очень доволен работой в театре. Благодаря ему я могу ездить на гастроли. Самая западная точка, в которой я был, - Калининград, самая восточная - поселок Айхал в Якутии. Маленький поселочек, даже не райцентр, где добывают алмазы и есть фабрика по обогащению алмазов. У меня друг в театре родом из этого поселка. И когда пришло приглашение приехать к ним с концертом, я подумал, почему бы и нет?

    В Волгограде часто бываете?

    Игорь Растеряев: У родственников часто. Вот и сейчас у дяди остановился, того самого Василия Мохова, чьи песни записал под гитару с нейлоновыми струнами. Лиричный альбом получился. Это тоже земляк, кум моего отца, на песнях которого я вырос. Я давно обещал дяде этот альбом, он остался им доволен. Сказал, что наконец-то услышал свои песни такими, какими их задумал, без надрыва, с которым они исполнялись у Раковского магазина. После этого я решил переписать свой альбом "Звонарь". Я работал над ним весь год, крови он у меня попил много, но я все равно был недоволен. И после записи дядиного альбома мне стало обидно, что свой толком сделать не сумел, и переделал. Оформил его тоже полностью сам. Вот смотрите: на вкладке вся наша жизнь раковская, комбайнерская, вот тот самый магазин, мои друзья-товарищи, крыши чаконовые... И книжечку вложил с фотографиями прототипов - все комбайнеры, дед с георгиевской ленточкой, все, о ком писал и кому посвящал песни.

    Поделиться