14.04.2013 23:19
    Поделиться

    IV фестиваль "Дубль дв@" подвел итоги

    Прозвучали в последний раз позывные онлайн-фестиваля "РГ" - мелодия Исаака Дунаевского из фильма "Весна". Наши новые лауреаты получили призы, судьбу которых, голосуя в Интернете, определили сами зрители.

    Решение зрительского "жюри" идет вразрез с представлениями прокатчиков о том, "что нужно народу". Главный конкурс был сильным, в нем представлены популярные жанры и авторитетные режиссеры. Но резкий скачок зрительских оценок случился, когда пошли экранизации классики - телепроект по пьесам Островского, осуществленный в спартанских условиях. В этих фильмах играли прекрасные, но не известные широкой публике театральные актеры, а режиссеры не пытались приноровить тексты драматурга к вкусам современной публики, сосредоточились на скрупулезной работе с актерами - именно эта верность первоисточнику подкупила утомленную изысками публику: "А ведь я считал Островского скучным и занудным! Спасибо за открытие. Не ожидал: это прекрасно", - признается зритель Рудников.

    Не менее удивителен и результат голосования в конкурсе анимации: в кругу сильных соперников победил фотофильм о взлете и падении одной любви и раненой ею жизни - "Зина. Жила-была". Фильм, требовавший от зрителей глубокого погружения в мир его образов, что в наше торопливое время считается почти невозможным. Он отвергался большинством фестивалей потому, что формально не вписывался в ряд документалистики и был бы "белой вороной" в анимационном кино, но именно он вызвал самый большой поток взволнованных откликов. Оказалось, это уникальное авторское творение большой эмоциональной силы. "Огромное спасибо режиссеру за такой пронзительный фильм! Потрясающе! Удивительно, что все сделано из фотографий! Смотрела не отрываясь: мудрая и талантливая документалистика!", - пишет Ольга Павловская.

    Статистика IV фестиваля говорит о том, что "Дубль дв@" оказался эффективной разведкой принципиально новых сфер бытования культуры. Пока кинотеатры оккупированы высокотехнологичными аттракционами, на смену традиционному прокату приходит Интернет. Он быстро развивается и уже позволяет смотреть фильмы как в высоком разрешении на больших экранах, так и на портативных планшетах - в миниатюре, что придает общению с кино особую и тоже новую интимность. Он вездесущ, и наши зрители в небольших городах и селах в поисках возможности смотреть российские фильмы шли в библиотеки - туда, где есть "точки доступа". Увы, их гнала администрация, но многие были настойчивы и отстояли свое право в "очаге культуры" - общаться с культурой.

    В этом году был чуть изменен принцип отбора: появились фильмы утонченно "артхаусные", со сложной системой художественных координат, наподобие "Изгнания" Андрея Звягинцева - "кино не для всех". И некоторые преданные зрители фестиваля, судя по всему, были озадачены, они великодушно ставили шедевру "посредственно" и отвешивали ему комплимент "профессионально". Но шедевр еще и потому шедевр, что сам отбирает себе зрителей, что называется, "продвинутых". Есть повод задуматься не его авторам, а тем, кто до фильма еще не дозрел.

    К концу фестиваля число просмотров достигло 186 852, к зрителям из России присоединились еще 88 стран. "Дубль дв@" перешагнул границы эксперимента и становится новой культурной традицией, внушительной по масштабам и с захватывающими перспективами. И я надеюсь, что вскоре мы приступим к реализации своего рода клуба искусств, где в паузах между весенними кинофестивалями время от времени будут проходить тематические показы фильмов и спектаклей.

    Ценнейшее качество Интернета - его интерактивность: в форуме опубликовано более 800 зрительских рецензий, написанных сразу после просмотра. Их качество говорит о том, что вокруг фестиваля собралась изысканная аудитория, способная отзываться на кино более чем непростое, требующее душевной работы. Некоторые зрительские рецензии по глубине анализа могут состязаться с профессиональной критикой. Авторы лучших награждены памятными подарками: среди лауреатов Ольга Юсова из Нижнего Новгорода, Людмила Носкова из Москвы и автор под ником "Зрительница-1952".

    IV фестиваль завершен, мы благодарим режиссеров и продюсеров, предоставивших для показа свои работы, и наших друзей, старых и новых, наших зрителей.

    Кстати

    На фестивале были специальные призы от "Российской газеты".

    Призами Генеральной дирекции "РГ" награждены фильиы Аллы Суриковой "Вы не оставите меня" и Александра Зельдовича "Мишень".

    Мнения фестивального форума

    Об "Анне Карениной", реж. Сергей Соловьев

    Одержимость - вот что подчеркивает в героине Татьяна Друбич. Она играет женщину, в которой заработал механизм страсти, и его уже невозможно остановить. И даже предмет ее любви теперь не имеет значения для развития разрушительных процессов в ее душе. Распад личности происходит не оттого, что Вронский охладевает, а под воздействием наркотика самой страсти. Похоже, Соловьев - единственный режиссер, который увидел это в тексте и понял, что для понимания образа Анны ее пристрастие к морфию имеет едва ли не решающее значение. Страсть - это наркотическое опьянение души, несущее почти физическую боль и ужас ломки, и унять эту боль можно при помощи морфия. Так и возникнет заколдованный круг, выход из которого - только под поезд.

    Колдунья поневоле, ведьма в облике прекрасной дамы, Анна устраивает шабаш из семейной жизни, где больше нет мира и покоя, а есть лишь ежеминутное взвинчивание чувств. И, конечно, перед наступлением этой тьмы не может устоять даже такой основательный человек, как Каренин.

    Наркотическая, будоражащая атмосфера пронизывает фильм, и зритель заражается чувством безотчетного страха, тревоги, смятения, фиксируется на этих завораживающих страстях так, что долго не может отойти от эмоционального накала. А посмотрев, испытывает опустошенность в душе от расставания с сильнодействующим эстетическим допингом. Кто уловил это свойство фильма, не придаст значения такому маловажному фактору, как несоответствие возраста актеров литературным прототипам.

    Сознательно или нет, Соловьев заставляет задуматься о том, что живем мы в том же вихре одержимости - соблазнами, которые предлагает современный мир. Многие из этих соблазнов сильнее любовного яда способствуют распаду души. И человек не может остановиться, хотя подчас и отдает себе отчет, куда заведет его эта завораживающая, но гибельная дорога.

    Ольга Юсова

    Об "Однажды в провинции", реж. Катя Шагалова

    Меня не смущала "замкнутость" пространства, в котором происходит действие. Напротив, возникали аллюзии - от острова в "Повелителе мух" и вплоть до Ковчега... Не смущало и отсутствие хоть подобия природных красот: красота в родном отечестве не останавливает дикие пьянки с тоннами мусора после них. Так что режиссерский ход с замкнутым пространством себя оправдал. И с молодыми красивыми актерами - тоже. Фильм получился не "про уродов и людей", а просто - про людей с живыми глазами.

    Может ли быть такая "жизнь" - в реальности? Запросто. Вспомните документальные фильмы, представленные на Втором "Дубль дв@". Послушайте новости. Так что герои "из провинции" играют вполне себе правду жизни. Играют хорошо. Психологически точно выверен образ морально и физически сломленной Веры - сестры главной героини: пусть хоть убьет, тогда, может, полюбит... Похоже, молодой режиссер Катя Шагалова читала не только Теннесси Уильямса, но и русскую классику - Лескова, Куприна, Толстого, и как это замечательно! У нее большое будущее. Спасибо ей и ее команде.

    Зрительница-1952

    О "Затерянном в Сибири", реж. Александр Митта

    Смотреть на этот ад - мука. Ад - это жизнь с нечеловеческими мучениями, тоской, слезами. Ад - это когда русский офицер ест перед голодными. Это эмбриональное нравственное состояние заключенных, это... Когда смотрела фильм, думала о Г.М. Померанце. Он рассказывал, как сделал в лагере замечание матерому бандиту. И огромный детина поднял над тщедушным Померанцем табуретку. Но Григорий Моисеевич без испуга посмотрел тому в глаза - и нечеловек отбросил табуретку.

    В фильме невероятное количество оттенков - от безжизненных глаз героя, от готовности добровольно уйти из этой безысходной жизни к ощущению себя человеком. Померанца в аду спасло чувство прекрасного. Чувство красоты спасает в лагере и героя фильма: просьба заключенного учить языку, забота о девочке, воспоминание о танце, улыбка при воспоминании о Гамлете. Так возрождается человек. Галич призвал бояться того, кто скажет: "Я знаю, как надо". Наш герой знает, как не надо. А это немало.

    Людмила Носкова

    О фестивале

    Как почтальон Печкин, который злой был, потому что у него велосипеда не было, так и я с начала марта пребывала в состоянии радостного ожидания: объявлено о скором начале фестиваля "Дубль дв@".

    И он удался! Как удались и три предыдущих, среди которых был даже фестиваль документальных фильмов. Вот уж никогда бы не подумала, что марафон документальных картин может быть настолько захватывающим.

    Нынешний фестиваль - это уж вовсе что-то запредельное по числу конкурсных фильмов + внеконкурсные ленты (их тоже посмотреть хочется!) + (ну, это просто именины сердца!) - парад анимации. Конечно, добавить в фестивальный ряд мультфильмы - это замечательная придумка: когда уже накопилась усталость от напряженного марафона - бац! - ностальгический этюд "Еще раз!" от учеников Александра Петрова, философские фильмы Дмитрия Геллера, уникальный проект "Колыбельные мира"... А коты, что за прелесть эти коты из цикла "Круглый год" по рассказам Юрия Коваля под музыку Моцарта и Россини! Не верьте тому, кто скажет, что российская анимация умерла. Есть много талантливых фильмов, просто их почему-то не показывают...

    Спасибо организаторам фестиваля за великолепный праздник кино и за то, что, прильнув к экрану ПК, понимаешь, что ты не один в этом огромном виртуальном кинозале.

    C искренним уважением, Алла Златомрежева зрительница всех четырех фестивалей

    "Дубль дв@" - это здорово! А его рецензии - вообще отдельная песня. Считаю, что фестиваль дает интереснейшие ориентиры в мире российского кино. Уже за одно это, не говоря об организации в целом, - великое спасибо "РГ"!

    hloya-188

    Я провела эти две недели как внутри какого-то кипящего котла, чувствовала себя частью большой аудитории и участницей важного общенационального события. Банально звучит, но объединить людей может только культура, а особенно кино - такой прекрасный и доступный вид искусства. Поэтому хочу еще раз поблагодарить за энтузиазм, с которым вы его проводите, за ваши идеи и ежедневный просветительский труд.

    Ольга Юсова

    Поделиться