Как показывает жизнь, проблемы за границей могут возникнуть у любого человека, невзирая на его статус и состояние. Например, сейчас в Казахстане рассматривается дело члена совета директоров группы компаний "Титан", гендиректора завода по производству кремния ТОО "Силициум Казахстан" Александра Сутягинского, сам предприниматель находится под стражей. Суд первой инстанции вынес ему обвинительный приговор.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что это дело напрямую затрагивает экономические интересы нашей страны. По оценке журнала "Форбс", группа компаний "Титан" входит в сотню крупнейших непубличных компаний России по итогам 2012 года, занимая там 88-е место.
По данным СМИ, выручка компании за год составила 33,5 миллиарда рублей. Это на 60 процентов больше и на 15 пунктов выше в рейтинге, чем годом ранее. Компания растет и развивается, продвигая в том числе международные проекты. Например, в Казахстане, по данным СМИ, компания владеет заводом по промышленному производству металлургического кремния, который находится в Караганде.
В Омской области при поддержке правительства региона группа компаний реализует федеральный проект "ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры" стоимостью около 100 миллиардов рублей. Проект имеет даже не федеральный, а международный масштаб: к участию в нем привлекаются и зарубежные партнеры.
На его площадке недавно запущен завод по производству полипропилена, который уже выпускает готовую продукцию, и на полную мощность запускаются свиноводческий комплекс и комбикормовый завод (промышленный кластер), завершается проектирование еще нескольких предприятий агропромышленного биокластера, а также завода по производству поликристаллического кремния (кремниевый кластер). Все это означает инвестиции, модернизацию, новые рабочие места, рост налоговых поступлений в бюджет. В общем, тот самый случай, когда бизнес работает на развитие государства.
Тем тревожней события, происходящие с одним из представителей крупной российской компании в Казахстане - Александром Сутягинским. Как сообщают СМИ, в октябре прошлого года он был задержан в Алма-Ате по подозрению в организации приготовления к убийству партнера по бизнесу. "Обвинение смехотворно", - утверждают адвокаты Сутягинского. Хотя бы потому, что, как сообщалось в прессе, задержание произошло сразу же после заседания Специализированного межрайонного экономического суда г. Алма-Аты, где Сутягинскому удалось предотвратить намерения посторонних лиц незаконно отобрать у него бизнес, а также доказать попытку незаконного завладения акциями кремниевого производства путем подлога.
Как пишут СМИ, Сутягинских - три брата: Александр, Михаил и Юрий. Родом они из Казахстана, но Михаил (средний) после окончания института остался в Омске, Юрий (младший) перебрался в Россию позднее, а старший Александр остался в Казахстане, получил гражданство этой страны и начал развивать семейный холдинг за пределами РФ.
Вместе с Михаилом Александр принимал активное участие в деятельности всех семейных фирм, зарегистрированных в том числе и в Омске. Параллельно с развитием нефтехимического бизнеса и производства в России братья задумали построить агропромышленный кластер в Казахстане, соблазнившись налоговыми преференциями и господдержкой. "Государственно-частное партнерство в соседнем государстве начало развиваться раньше и активней, чем в России, - объяснил журналистам Михаил Сутягинский. - Чиновники предоставляли льготный налоговый режим, обещали помощь в создании инфраструктуры, по крайней мере, пытались это сделать". По его словам, и уровень доверия к чиновникам был очень высокий, многие соглашения заключались на основе решений региональных правительств, фактически на обещаниях. Другая причина, по которой был выбран Казахстан, - место жительства и гражданство старшего брата. По сути, это стало его основным проектом.
Агрокластер, как его называли братья, включал в себя более 200 000 га посевных земель, уборочные комплексы с сельскохозяйственной техникой, комбикормовый завод, птицефабрику, свинокомплекс и мясокомбинат. Получился законченный производственный комплекс - от выращивания зерна до выпуска мясопродуктов. Для дальнейшего развития производства был построен завод по глубокой переработке зерна, позволявший получать линейку якорных продуктов (сырье для биотоплива, крахмал, глютен, компоненты для кормов, витаминные добавки для животноводства и т.д.). Их стоимость превышала цену зерна до восьми раз. Как только комплекс начал работать, доля поступавших от него налогов составила 67 процентов бюджета всего Тайыншинского района Северо-Казахстанской области, на территории которого базируется предприятие.
Агрокластер был запущен в 2006 году. Другой крупный проект Сутягинских - это тот самый завод по производству металлургического кремния, заработавший в 2010 году. Совокупный объем инвестиций ГК "Титан" в эти объекты составил более 100 миллионов долларов. Управляемый ТОО "Силициум Казахстан", карагандинский завод стал результатом сотрудничества российского (ГК "Титан"), казахстанского (ТОО "Баско") и немецкого капиталов (ThyssenKrupp AG, крупнейший в мире производитель легированной стали).
Однако после мирового финансового кризиса у проекта начались проблемы, связанные, как полагает пресса, не только с экономическими причинами. Дело, возможно, и во взаимоотношениях с некоторыми чиновниками. На фоне укрепляющихся экономических и политических связей России и Казахстана крупный промышленный проект, работающий, по сути, на благо двух стран, оказался под угрозой.
"В кризис Россия поддержала финансовую систему Казахстана 3 миллиардами долларов, но нашему бизнесу казахи помочь отказались, они лишили нас права на реструктуризацию", - рассказал журналистам Михаил Сутягинский. Он связывает это с приходом во властные структуры республики некоторых новых людей, которые занялись "личным благоустройством на новых должностях, а региональные власти не решали вопросы, связанные с текущей деятельностью предприятия.
В результате таких действий некоторых чиновников, пишет пресса, завод встал, возврат инвестиций оказался невозможным, область лишилась рабочих мест и налоговых поступлений. Так кто от этого выиграл? Однако на экономических проблемах дело не закончилось. Александру Сутягинскому было предъявлено уголовное обвинение. В конце марта генеральный директор "Силициум Казахстан" Александр Сутягинский приговорен к 12 годам лишения свободы и конфискации имущества за организацию покушения на убийство партнера по бизнесу.
Будь это правдой, бизнесмен, безусловно, должен отвечать по закону. Никакие ни экономические, ни политические интересы не оправдывают уголовных преступлений, тем более столь тяжких. Однако удалось ли провести в данном случае беспристрастное разбирательство, были ли изучены все доказательства? Наверное, проявить интерес к подобным вопросам могли бы и российские дипломаты, не вторгаясь, конечно, в юрисдикцию и компетенцию правосудия соседнего государства.
Российская группа компаний "Титан" ранее заявляла о непричастности Александра Сутягинского к инкриминируемым ему преступлениям. Как утверждали в компании, пишет пресса, в отношении завода была предпринята попытка недружественного захвата. Было ли проведено судом тщательное исследование данных аргументов?
В современном цивилизованном мире давно стало аксиомой, что независимый и беспристрастный суд является гарантией развития страны. Любой гражданин, не важно, будь он простой рабочий, крупный бизнесмен или госслужащий, должен знать, что его права и законные интересы надежно защищены. Там же, где нет правовой определенности, как правило, нет и стабильности ни в экономике, ни в повседневной жизни.
К сожалению, на постсоветском пространстве, включая и Россию, уголовные дела иногда являются способом давления на бизнес, с их помощью, бывает, устраняют конкурентов или просто забирают чужое дело. Однако подобные факты должны уйти в прошлое. Выстраивая единое евразийское экономическое пространство, мы должны на деле обеспечить эффективную работу правовых механизмов.
Новая Концепция внешней политики Российской Федерации предполагает, что одним из приоритетов должно стать продвижение экономических интересов страны, а также защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. Документ предусматривает отстаивание в различных международных форматах российских позиций по теме защиты прав человека.
А это значит, что дипломатам придется менять свои подходы, а где-то и мировоззрение. Как сказано в Концепции, на передний план сегодня выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, научно-технические, экологические, демографические и информационные. "Все больший вес приобретают вопросы обеспечения устойчивого развития, духовного и интеллектуального развития населения, роста его благосостояния, повышения уровня инвестиций в человека, - сказано в документе. - Экономическая взаимозависимость государств является одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности".
Концепцией предполагается, что государство должно оказывать содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействовать дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров.
Один из пунктов прямо прописывает "обеспечивать дальнейшее комплексное развитие в соответствии с современными требованиями системы дипломатической и консульской защиты российских граждан, пребывающих за рубежом, в пределах, допускаемых международным правом и международными договорами Российской Федерации, в целях повышения эффективности, включая меры по расширению сети заграничных консульских учреждений".
Все это давно назревшие меры. Жаль, что официальные власти не оказывали никакой правовой помощи нашему соотечественнику, вложившему сотни миллионов долларов в экономику, создавшему тысячи рабочих мест на территории евразийского экономического пространства.
"На наш взгляд, суд не принял доводов защиты, а сторона обвинения не представила ни одного объективного доказательства, которое могло бы лечь в основу обвинения", - утверждают в компании "Титан". Компания намерена продолжать правовую борьбу, чтобы доказать невиновность предпринимателя.
Как бы то ни было, именно бизнесмены с государственным уровнем мышления и масштабом решаемых ими задач, реально развивающие экономическую интеграцию, вправе рассчитывать на государственную поддержку. Такие проекты скрепляют на деловом и человеческом уровне связи дружественных стран в наших общих интересах. Поэтому крайне важно, чтобы официальные государственные структуры, руководствуясь нормами международного права, помогали преодолевать различные недоразумения, способствовали справедливому разрешению правовых споров.