В Барнауле с большим успехом прошел премьерный показ спектакля "Чума на оба ваших дома!". Три дня подряд в краевом Театре драмы имени Шукшина был аншлаг.
Этому спектаклю сразу прочили большой успех. Во-первых, его гарантировало имя автора пьесы - замечательный драматург Григорий Горин написал "Чуму" как продолжение истории семей Монтекки и Капулетти после смерти Ромео и Джульетты. Сам Горин столь неожиданный сюжет объяснял так: "Это была моя давняя задумка - рассказать о том, что происходило в городе Вероне после трагической гибели Ромео и Джульетты. Ведь все сконцентрировали свое внимание на подростках, а вокруг них жили взрослые люди, которые про любовь знают гораздо больше. И мне, как взрослому человеку, было что сказать по этому предмету".
Во-вторых, ставить спектакль был приглашен народный артист России, главный режиссер новосибирского "Красного факела" Александр Зыков. Александр Маркович был первым постановщиком этой пьесы в России. "Чума на оба ваши дома!" изначально была обещана Гориным Московскому академическому театру им. В.В.Маяковского, однако в 1994 году автор отдал ее в Норильский заполярный театр - своему давнему другу Зыкову.
По словам Александра Марковича, спустя 19 лет постановка получилась совершенно другой. И дело не только в том, что сменилась вся постановочная группа - художник-сценограф, художник по костюмам, художник по свету, балетмейстер - и играли другие актеры.
- Пришли другие времена и пьеса воспринимается иначе. И так кажется не только мне. "Чума" стала глубже, жестче. Раньше там, конечно, тоже хватало аллюзий, но все равно пьеса была более забавной. Сегодня стали выпирать аллюзии по поводу отношений власти и личности, темы "разделяй и властвуй", - сказал "РГ" режиссер.
Этот спектакль запомнится неординарными работами Антона Киркова, Анны Бекчановой, Георгия Обухова, Николая Мирошниченко, Елены Кегелевой, Ивана Дорохова и других. Но особенно хорош оказался заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко в роли Герцога. Правитель Вероны получился особенно ярким в исполнении Тимошенко: сластолюбивый интриган и бездарный, слабый правитель, при котором город теряет прекрасных молодых людей и получает взамен страшное будущее - Бенволио и его "бригаду", решающую все сложные вопросы с помощью бит и ножей. В финале пьесы Бенволио уже диктует свою волю номинальному правителю Вероны и плюет на всякие нравственные ограничения, о которых пытается напомнить отец Лоренцо. Кстати, Зыков чуть поменял финал пьесы. В первоначальном варианте, который игрался в Норильске, на город наползает туман и непонятно, что же произойдет дальше с влюбленными Антонио и Розалиной: то ли их забьют до смерти разъяренные обыватели, то ли им удастся спастись. В новой версии "Чумы" тумана нет - будущее ясно. Да и монах-летописец уже не переодевается в костюм Пьеро - повеселились и хватит, смех уходит из Вероны.
К числу несомненных удач спектакля стоит также отнести впечатляющую сценографию, четко простроенный музыкальный ряд, стержнем которого служат вариации к мелодии выдающегося композитора Сергея Прокофьева к балету "Ромео и Джульетта" и работу хореографа Марины Штаркер.
Если спектаклю чего-то и не хватает, так это в каких-то эпизодах - накала эмоций. Все-таки пьеса Горина - это продолжение, а в чем-то и развитие вулканических "шекспировских страстей". И название у нее соответствующее.