Об этом сообщил директор завода Аркадий Оганян. По его словам, сейчас лодка фактически разделена на три части - носовую, кормовую и муляж энергоотсека, который в 2007 году был вырезан из ее корпуса и отправлен на базу временного хранения радиоактивных отходов в Сайда-губу. Все остальное оборудование осталось на своих штатных местах.
- Чтобы подготовить лодку к спуску на воду, нужно ее законвертовать, - рассказал руководитель СРЗ "Нерпа". - Иначе говоря, предстоит соединить все три части в одно целое, демонтировать всю забортную арматуру и поставить заглушки, испытать на герметичность и после этого спустить АПЛ на воду.
Аркадий Оганян опроверг сообщения о том, что "первенец" атомного подводного флота СССР будет разрезан на металлолом. Уже проработан вариант доставки К-3 через Беломоро-Балтийский канал в Санкт-Петербург на Адмиралтейские верфи. На базе уникального подводного корабля предполагается создать мемориал, посвященный подводному флоту, который должен войти в состав Центрального музея ВМФ.
Однако для конвертовки субмарины потребуется 49 миллионов рублей. Кроме того, дальнейшие работы по формированию мемориала из боевого атомохода Северного флота потребуют еще минимум полмиллиарда. Подводная лодка принадлежит Минобороны, и вопрос с финансированием военное ведомство пока не решило. Но судоремонтники заверяют, что она будет стоять столько, сколько будет нужно.
Есть и еще одна проблема, связанная с К-3. Недавно в Росатоме прошло совещание по проекту утилизации плавтехбазы "Лепсе", которая сейчас находится у пирса №6 на "Нерпе". В конце апреля - начале мая планируется заключить контракт на утилизацию судна. После подписания договора плавтехбаза должна встать на стапельное место к декабрю 2013 года. Но это будет возможно лишь после того, как К-3 спустят на воду. Если решение вопроса с подлодкой будет затягиваться, придется отложить и начало утилизации "Лепсе", на которой хранится около 700 урановых тепловыделяющих сборок с атомных ледоколов. Экологи считают это судно одним из самых радиационно-опасных объектов на севере Европы.
Справка "РГ"
Разработка атомных подводных лодок началось в СССР в 1950-х годах. АПЛ К-3 была спущена на воду в 1957 году. Эта субмарина прогремела на весь мир 17 июля 1962 года, когда всплыла в полынье, пройдя подо льдами Северного полюса. В декабре 1965 года подлодку посетил первый космонавт планеты Юрий Гагарин и сделал запись в журнале корабля. Правда, в ее истории есть и трагедия. Через пять лет после похода к Северному полюсу в одном из отсеков вспыхнул пожар, заживо сгорели и погибли от угарного газа 39 членов экипажа. Тем не менее, лодка сохранила ход и вернулась на базу самостоятельно. Корабль, ставший национальной реликвией, в 1987 году был выведен из боевого состава флота. В том же году ее проектировщики выступили с инициативой сохранить субмарину как национальный символ, превратив в мемориальный комплекс, подобный подводным лодкам Д-2 в Петербурге или С-56 во Владивостоке.