- Идея этого представления родилась, когда я заметила, что об одном и том же событии разным людям рассказываю по-разному, в зависимости от обстановки, моего душевного состояния, "момента", - говорит Виктория Хауке. - Получается, что одна и та же история никогда не повторяется. Я перенесла эту идею на танец. Хореография - это современный феномен, который зависит от сиюминутного "момента". Речь идет о контакте между мной и Филиппом, о нашем контакте со зрителями, которые оказывают определенное влияние на наши тела и на танец. И хотя это не полная импровизация, форма изменяется и наполняется настоящим. Мы показывали нашу постановку в различных городах мира, но никогда она не повторялась полностью, отсюда и ее название. Fluid Acts мы с Филиппом придумали в 2010 году, но специально для Волгограда переделали спектакль, и эта, последняя версия, мне нравится больше всего.
Виктория Хауке и Филипп ван дер Хайден - танцовщики так называемой "свободной сцены", занятые в различных проектах, сами себе артисты, продюсеры и режиссеры.
- О современном танце можно рассказывать очень долго, - говорит Филипп Ван дер Хайден. - Самое главное для меня - это отсутствие правил, свобода. Классический танец - это всегда роль, которую может отрепетировать и исполнить каждый. В современном танце исполнение всегда тесно связано с самим художником, танцором. В нем другая точка отсчета и другое отношение к пространству.
- Современный танец очень популярен в Германии, - говорит один из организаторов фестиваля, менеджер в сферы культуры Фонда имени Боша Анне-Катрин Топп. - Как измерить популярность? По количеству людей, которые этим занимаются, и по количеству людей, которые приходят на это посмотреть. И тех, и других достаточно много. Тем не менее, достаточно сложно было найти артистов для выступления в Волгограде - ведь это должна была быть достаточно "мобильная" постановка, которую можно было бы показать на небольшой площадке, без огромного количества декораций.
В постановке Виктории Хауке и Филиппа ван дер Хайдена роль "декораций" выполняет свет.
- Свет создает пространство, настроение, устанавливает границы происходящего действия и подчеркивает его, - говорит Виктория Хауке. - Музыка тоже важна, она специально создана для этого произведения композитором Анди Отто, я давно с ним работаю. Музыка влияет на нас с Филиппом так же, как и мы влияем друг на друга. Есть моменты, когда именно музыка задает направление и темп нашим движениям, в эти мгновения мы сильно зависим от нее. Но есть и такие части, где музыка - просто плоскость, фон, на котором происходит действие.
Но все-таки, по словам Виктории, первичен танец, движение, эксперимент над собственным телом.
Помимо перфоманса, Виктория и Филипп провели в Волгограде несколько мастер классов - для профессиональных танцоров и для воспитанников Волгоградской школы-интерната для глухих детей.
- Для меня это был удивительный опыт работы, интересный, увлекательный, но в то же время и очень сложный, - говорит Виктория Хауке. - Эти дети не всегда получают достаточно внимания, тем более чутко реагируют, когда оно есть. Дети, которые владеют языком жестов, гораздо более точно передают и воспроизводят движения. У них лучше, чем у обычных сверстников, развит язык тела, ведь для них это способ общения с миром. С профессионалами передо мной стояла другая задача - я хотела открыть неизвестные для них раньше грани современной хореографии и показать, что они еще не видели, задать направление развития.