Что же касается водопровода и канализации, то контроль за ними, даже после передачи в частные руки, хотят оставить за государством.
Условия приватизации объектов ЖКХ решили сделать более определенными. Если законопроект примут, собственник, предоставляя услуги потребителям, обязан будет придерживаться регулируемых тарифов. А также заниматься реконструкцией и модернизацией коммунальной инфраструктуры, которой он владеет. Эти условия будут прописаны в договоре купли-продажи.
В случае же нарушений органы власти смогут обращаться в суд с иском об изъятии коммунального объекта по стоимости, рассчитанной с учетом возможных убытков, причиненных компанией потребителям нарушением условий приватизации.
Практику привлечения бизнеса в коммунальный сектор используют многие страны. Подразумевается, что частник более эффективен, чем государство. И может принести больше пользы потребителям. Тем более что помимо инвестиций у частной компании есть опыт управления, которого нет у государства. При этом Россия пока одна из немногих стран, в которой условия приватизации объектов коммунальной инфраструктуры законодательно четко не определены, констатирует эксперт Института экономики города Дмитрий Хомченко. Поэтому опыт есть как положительный, так и отрицательный. К примеру, несколько лет назад собственник одной из котельных в Калининградской области, не дождавшись адекватного тарифного регулирования, прямо перед отопительным сезоном повесил на нее замок, вспоминает собеседник "РГ". Муниципалитету пришлось выкупать котельную обратно. А потом пришла Счетная палата и зафиксировала нецелевое расходование бюджетных средств. Поэтому законопроект, по мнению Хомченко, стоит поддержать хотя бы потому, что он определяет четкие и понятные правила игры.
Председатель совета директоров "Российских коммунальных систем" Григорий Терян, в свою очередь, замечает, что необходимость исполнять условия приватизации объектов электросетевого хозяйства и теплоснабжения под угрозой потери имущества сделает отрасль менее привлекательной для инвесторов. Сфера теплоснабжения и передачи электроэнергии является регулируемой. Поэтому возможность инвестирования в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов будет зависеть от тарифных решений регулирующих органов. А они, понятное дело, будут руководствоваться не условиями приватизации, обязывающими собственника заниматься строительством, реконструкцией, модернизацией объектов на энную сумму, а предельным уровнем роста тарифов и предельным индексом роста платежей граждан за коммунальные услуги. "Таким образом, инвестор оказывается в заведомо невыполнимых условиях", - полагает Терян.
Приватизацию водопровода и канализации разработчики законопроекта вообще предлагали запретить. Однако комитет по вопросам собственности при подготовке законопроекта ко второму чтению рекомендовал все-таки оставить "водным" ГУПам и МУПам возможность преобразовываться в акционерные общества. Но с условием, что контрольный пакет будет принадлежать государству.
Причина такого решения - катастрофическое состояние отрасли. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, 55 процентов инженерных сетей холодного водоснабжения отслужили свой срок, 30 процентов - в аварийном или в предаварийном состоянии. Неучтенный расход воды превышает 20 процентов. Не лучше ситуация с канализацией. Если в крупных городах очищается около 99 процентов стоков, то в целом по стране только половина.
Потребность отрасли в инвестициях составляет 3-15 триллионов рублей. У государства таких денег нет, одна надежда на частников.
Дмитрий Хомченко между тем замечает, что приватизация систем водоснабжения разрешена только в Великобритании и Чили. В других странах привлечение частного сектора приветствуется, но компании работают там как операторы. Именно в этом качестве они предоставляют услуги потребителям, занимаются эксплуатацией, обслуживанием, развитием и модернизацией инфраструктуры".