Проектному финансированию мешают долги по отношению к акционерному капиталу

Большинство российских сделок проектного финансирования продолжают оформляться в иностранных юрисдикциях - в Лондоне, Амстердаме, до обострения ситуации на Кипре - в островной столице Никосии. В последнее время также очень популярна стала Польша, особенно для проектов Калининградской области, отметили участники ежегодной конференции \\\"Проектное финансирование и финансирование проектов в России и СНГ 2013\\\".

Что касается России, закон о проектном финансировании, разработанный еще два года назад, до сих пор не принят. Это связано с необходимостью внести поправки в Гражданский кодекс, в котором должна появиться целая глава, посвященная проектному финансированию.

Не очень хорошая для проектного финансирования ситуация складывается и с точки зрения финансового рынка - долгосрочного фондирования практически нет. По словам председателя комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса \\\"Деловой России\\\" Владимира Гамзы, практически весь российский финансовый рынок - это банковская система, которая занимает 90%. Соответственно, на долю всех остальных участников, включая фондовый рынок, приходится всего 10%. При этом российские банки - это кредитно-депозитные организации, которым в России, как и во всем мире, фактически запрещено заниматься проектным финансированием, т.к. у них нет обязательств объяснять своим вкладчикам, на какие цели будут расходоваться их средства. У инвестиционных банков такая обязанность есть, но фактически инвестиционных банков в России сегодня не существует.

- Тем не менее за последние два года произошло много важных изменений в сфере проектного финансирования, - отметил Гамза. - Большая работа ведется в том числе \\\"Деловой Россией\\\", минэкономразвития, и ряд вопросов уже решен - например, ВЭБ запустил процедуру создания специального фонда международного инвестирования. Создается федеральный фонд гарантирования среднего бизнеса, идет работа по подготовке стандартов инвестиционного кредитования и проектного финансирования. Так что есть надежда, что в ближайшее время ситуация будет серьезно изменена.

Международные эксперты не так оптимистичны. Выступая на конференции, член правления Международной ассоциации проектного финансирования (IPFA) Марк Ричардс назвал основной проблемой проектного финансирования в России незащищенность прав инвестора, а также отсутствие четкости во взаимоотношениях с государством и в особенности - с региональными властями. Глава по региональному развитию Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Бруно Балванера добавил, что много неясностей остается в правовом поле, в законодательстве о государственно-частном партнерстве, а также обратил внимание на низкий страновой рейтинг России и высокий уровень коррупции - все это также препятствует развитию проектного финансирования. \\\"Конечно, у России есть большие фонды - Резервный, Национального благосостояния, но страна остается слишком зависимой от цен на сырье. Соответственно, от этого зависит и наполняемость этих фондов\\\", - сказал эксперт.

На несовершенства законодательства обращает внимание и государство. По словам менеджера департамента структурного и долгового финансирования ВЭБа Леонида Дробота, они не позволяют госкорпорации реализовывать проекты в некоторых отраслях - например в сфере возобновляемых источников энергии. \\\"Для того чтобы проект был успешным и окупаемым, нужна его внутренняя мотивация. В Европе на производство биогаза существуют льготы, это стимулирует развитие новых секторов. Мы к этому пока не готовы, хотя хорошо, что достаточно развиты некоммерческие организации, которые инициируют подобные проекты и продвигают их на всех уровнях власти\\\", - сказал эксперт. По его словам, к 2015 году ВЭБ планирует увеличить объем кредитного портфеля до 850 млрд руб., объем поддержки экспорта - до 90 млрд руб. Среди отраслевых приоритетов госкорпорации, помимо энергоэффективности, поддержка малого и среднего бизнеса, фармацевтическая промышленность, транспорт и логистика. Однако большую долю в портфеле ВЭБа занимают инфраструктурные проекты.

По мнению директора казначейства СИБУР Павла Ананьенко, инфраструктура должна строиться за счет государства. \\\"Как это делается? Люди мечтают, сколько должно быть дорог, аэропортов и т.д. Намечтали на определенную сумму, но любая инфраструктура должна создавать дополнительный продукт, который должен окупить затраты на ее строительство. Когда мы занимаем деньги, мы должны думать, как отдавать. Уверены ли мы в том, что эта инфраструктура сгенерирует достаточный доход, чтобы вернуть деньги?\\\" - отметил эксперт. Директор казначейства \\\"Рус Винил\\\" Анна Семенова считает, что привлечение банков к инвестиционным проектам привносит \\\"определенный здравый смысл\\\": ни один банк не даст деньги, если не покажешь, как будешь возвращать. Привлечение финансовых институтов делает проектное финансирование даже более реализуемым, считает Семенова.

Павел Ананьенко добавил, что проблема проектного финансирования - это очень высокая доля долга по отношению к акционерному капиталу, а на баланс владельца проекта этот долг не ложится. Кредитный риск есть, но непонятно, кто его несет. \\\"Стандартное требование к банку - это 20 к 80, то есть банк должен вложить в проект в четыре раза больше. Конечно, это нездоровая ситуация\\\", - сказал эксперт. При этом он не считает, что нужно возлагать большие надежды на закон о проектном финансировании - в большинстве стран таких специальных законов нет. Есть так называемая \\\"контрактная обертка\\\", реальная практика банков кредитования таких проектов. Эта обертка должна гарантировать, что проект будет генерировать определенный доход, будет экономически эффективным. \\\"У нас же пока основные участники подобных проектов даже не имеют такой истории существования, которая гарантировала бы, что они еще десять лет просуществуют и захотят выполнять свои обязательства, а если не захотят, нет гарантий, что вы сможете отстоять свои претензии в суде\\\", - заключил эксперт.