15.04.2013 23:45
    Поделиться

    Коррупционные преступления в России хотят приравнять к измене Родине

    Национальный антикоррупционный комитет (НАК) представил результаты анализа коррупционной деятельности в России. Главной целью исследования было оценить эффективность мер по противодействию коррупции и предложить новые методы решения этой проблемы.

    По мнению председателя НАК, члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилла Кабанова, сейчас коррупционная деятельность стала самым прибыльным "бизнесом" в России. "Сейчас годовой оборот этой деятельности в России превышает 300 млрд долларов. Только в системе госзакупок, по данным Счетной палаты РФ, ежегодно теряется 1 триллион рублей. По данным Банка России, в прошлом году 35 млрд долларов были выведены в рамках так называемых сомнительных финансовых операций, - отметил Кирилл Кабанов. - Четкого юридического определения коррупции до сих пор не существует, часто ее идентифицируют как взятку. Но это, по сути, любое получение выгоды материальной или нематериальной от использования властных полномочий. Основные наиболее коррумпированные сектора экономики - это распределение государственных средств, госзакупки, а также управление различными формами собственности. При формировании госбюджета закладываются определенные позиции, рассчитанные коррупционной бюрократией. К примеру, даже часть белых зарплат включена в коррупционный оборот".

    Исследования социологов показывают, что масштабы этого бедствия уже преодолели критический порог. И хотя результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными населению, по оценкам подавляющего большинства россиян, опрошенных ВЦИОМ, - а это 75%, степень коррумпированности общества остается крайне высокой.

    В обществе распространилось мнение о бесполезности и незначительности антикоррупционных шагов со стороны государства.

    Согласно опросу, 38% респондентов считает, что реальных результатов борьбы с коррупцией нет, и все остается как было, еще 13% считает, что ситуация становится только хуже, а коррупция усиливается. "К сожалению, само общество у нас очень инфантильно и безынициативно. Главное недоверие у нас в стране не к власти, а между самими гражданами, которые в первую очередь должны формировать основную силу противодействия коррупции. Но люди не верят, что могут что-то изменить. В государстве и в обществе сейчас нет единой идеологии. Главная идеология сейчас - личное обогащение", - отметил глава НАК.

    В ходе исследования эксперты НАК проанализировали решения и законодательные инициативы властей, принятые в последнее время, и пришли к выводу, что власть стремится сама формировать задачи по борьбе с коррупцией, однако принятые документы - не прямого действия, они подразумевают системный подход.

    Одна из главных задач поставлена президентом - к 2018 году Россия должна войти в первую двадцатку рейтинга условий ведения бизнеса Doing business Всемирного банка, который, по сути, оценивает степень забюрократизированности и коррумпированности экономик различных стран мира.

    По мнению Кирилла Кабанова, принципиальный вклад в противодействие коррупции вносит целый ряд нормотворческих инициатив, это и ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", законопроект "О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные средства в иностранных банках". Важный шаг - принятие законопроекта "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг".

    Но эксперты НАК сетуют на то, что мало плодов принесла борьба с завуалированными формами взяток, в частности с откатами. Пока не принят бурно обсуждающийся проект постановления пленума Верховного суда по коррупционным преступлениям, связанным с откатами и растратами.

    НАК внес ряд рекомендаций по совершенствованию системы борьбы с коррупцией. В частности эксперты предлагают вернуться к обсуждению ужесточения уголовного наказания за коррупционные преступления, приравняв их по степени ответственности к измене Родине, ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции, изменить административные процедуры, связанные с проверкой обращений по фактам нарушений, организовать на регулярной основе практику публичных общественных слушаний. "Имеет смысл обсудить возможность возвращения в правовое поле практических механизмов реакции на критические антикоррупционные публикации в СМИ", - добавил Кабанов.

    По мнению вице-президента "Деловой России" Николая Остаркова, развитие публичного освещения фактов коррупции в СМИ необходимо, но прежде чем внедрять такой механизм, необходимо продумать систему защиты тех, кто делает эту информацию публичной, то есть журналистов и граждан, которые ее предоставляют. И эти меры защиты должны быть законодательно закреплены. "Что касается предложений по усилению уголовной ответственности, я считаю, что это абсолютно неэффективно, хотя бы потому что пока не понятно, что именно относится к коррупции. Грань между решениями, идущими в ущерб государству и банальным желанием ускорить процесс получения, например, медицинской помощи, достаточно размыта, - считает Николай Остарков. - В первую очередь для борьбы с коррупцией нужно поддерживать конкуренцию, развивать рыночную экономику". По мнению Остаркова, часто без отката невозможно запустить стартап. Для того чтобы экономические механизмы работали без коррупции, необходимо формирование конкурентных рынков.

    Генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко считает, что законодательная база по противодействию коррупции в стране достаточно большая, поэтому стоит делать акцент на неотвратимости наказания, а не на его ужесточении. "Предложения НАК о том, чтобы расследовались факты коррупционных действий, которые освещаются в СМИ, хорошее, но практический механизм его реализации не ясен, - отметил он. - Проверяющие органы могут быть завалены мусорной работой по заявлениям, которые могут быть подстроены. Для того чтобы этого не происходило, нужно отладить механизм мониторинга прессы на предмет фактов, заслуживающих внимания государства. Подобной фильтрацией может заниматься, например, Национальный антикоррупционный комитет. После мониторинга информация уже может поступать в проверяющие органы".

    Вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин поддержал предложения НАК. "Все эти меры по противодействию коррупции основываются на международной практике. В США коррупционная деятельность в госорганах приравнивается к предательству, - рассказал он "РБГ". - Важно не смешивать коррупцию в госорганах, которая может сильно влиять на важные решения, и бытовую коррупцию среди населения. Бытовую коррупцию можно искоренить, если повысить качество предоставления государственных услуг, это касается медицинской помощи, образования и так далее. Люди в большинстве случаев отдают деньги, чтобы получить услуги, которые якобы являются бесплатными, но по факту за них приходится платить. Другой выход - сделать услуги официально платными".

    Расследование заявлений в СМИ также, по его мнению, соответствует международным практикам. "В законах многих стран предусмотрен процесс полноценного расследования всех заявлений, как официальных, так и анонимных", - добавил он.

    Поделиться