Промежуточная бухгалтерская отчетность станет необязательной

Настало время задуматься о квартальном отчете. Какие требования сегодня предъявляются к промежуточным бухгалтерским показателям? Нужно ли составлять квартальную отчетность в обязательном порядке? Эти вопросы были одними из главных на конференции "Отчетность за I квартал 2013. Новое в МСФО, бухучете и налогообложении".

С 2013 года при составлении промежуточной отчетности следует опираться на Закон N 402-ФЗ, который уже знаком бухгалтерам по годовому отчету за 2012 год. "Акцент закона направлен на годовую отчетность. Такой же подход содержится в международной финансовой отчетности, которую мы достаточно активно применяем при разработке законодательства о бухгалтерском учете. О промежуточной отчетности в законе сказано не так много. В частности, что она составляется за отчетный период меньше финансового года, ее состав устанавливается федеральными стандартами", - рассказала Наталия Томило, ведущий консультант отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности минфина.

Еще в начале 2013 года минфин призывал составлять отчетность поквартально, несмотря на то что необходимость ее предоставления в налоговые органы и органы статистики отпала. Теперь же его мнение звучит не столь категорично. "Промежуточная отчетность становится внутренним информационным ресурсом компании. Поэтому организация может самостоятельно устанавливать требования, за какой период времени необходимо ее составить. Минфин рекомендует воспользоваться принципом целесообразности", - посоветовала Наталия Томило. То есть компании стоит оценивать, какие обязательства по предоставлению отчетности у нее возникают, и готовить бухгалтерские сведения по мере необходимости. "Составлять промежуточную отчетность следует тогда, когда это прямо предусмотрено законодательством России и нормативными правовыми актами органов госрегулирования бухучета (п. п. 4, 5 ст. 13, п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). Например, страховые организации составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность и предоставляют ее в орган страхового надзора. Аналогичная норма предусмотрена федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Эмитенты должны раскрывать информацию о своей деятельности в форме промежуточной квартальной бухгалтерской отчетности. Отдельные ситуации, в которых необходима промежуточная отчетность, предусмотрены и федеральными законами "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах". Так, промежуточные финансовые показатели необходимы при выплате дивидендов", - пояснила Татьяна Ильинова, руководитель аудиторско-правового департамента аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа".

Минфин рекомендует не пренебрегать составлением промежуточных показателей вовсе. Если нет потребности формировать отчетность поквартально, ее можно подготовить за полугодие. А вот практика составления только ежегодной отчетности, без промежуточного подведения итогов, может обернуться большим количеством ошибок и, соответственно, штрафов.

Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность за I квартал 2013 года состоит из двух форм: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. По желанию компании могут включать в нее дополнительные формы, которые пояснят те или иные показатели работы фирмы. В результаты деятельности за квартал могут быть добавлены отчеты о движении денежных средств или капитала.

Процесс обновления требований к составлению отчетности находится сейчас в активной стадии. "В минюст поступил приказ о порядке разработки программы федеральных стандартов. Он пока не зарегистрирован и находится в рабочем состоянии. Но мы уже собираем предложения, какие стандарты нужно разработать в первую очередь. Причем, по 402-ФЗ не только минфин может являться разработчиком федеральных стандартов. Он будет вести эту работу, только если органы негосударственного регулирования не выразят готовности подключиться к этому процессу", - отметила Наталия Томило. Обновление стандартов ставит бухгалтеров в тупик, многие не знают, на какие правила необходимо опираться при формировании промежуточной отчетности сегодня. Но статья 30 Закона N 402-ФЗ говорит о том, что до разработки новых федеральных стандартов продолжают действовать нормативно-правовые акты, которые имели место быть на дату вступления закона в силу. Поэтому при подготовке квартальной отчетности следует опираться на привычные ПБУ.

Довольно часто при подготовке отчетности возникают вопросы о необходимости формировать резерв по сомнительным долгам. В соответствии с приказом минфина от 29 июля 1998 г. N 34н, сомнительной считается задолженность, не погашенная в сроки, предусмотренные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями. "Допустим, у организации идет просрочка оплаты на две недели по договору за ремонт здания. Считать ли сразу такую задолженность сомнительной, создавать ли резерв за счет финансового результата? Бухгалтерия и менеджмент должны проконтролировать поступление средств в организацию и выяснить причины задержки оплаты. Если компания сообщает, что она подала документы на кредит в банке, чтобы расплатиться с долгом, или приводит другие доводы в пользу того, что долг будет погашен, в этом случае можно не создавать резерв. Формально срок нарушен, но есть обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что долг будет выплачен. Не нужно механически применять нормы, которые относятся к созданию резерва по сомнительным долгам. Следует оценивать все детали и создавать резерв под те долги, которые действительно не представляется возможным вернуть", - заявила Наталия Томило.

Также взвешенно следует подходить к вопросу обесценения финансовых вложений. К примеру, деньги компании лежат в банке и организация получает информацию о том, что в отношении этой кредитной организации начата процедура банкротства. В ПБУ 19 есть раздел, касающийся расчета обесценения финансовых вложений, которым следует воспользоваться в этой ситуации. При этом следует оценивать реальный объем средств, которые может вернуть компания, и создавать резерв под ту сумму, которую не удастся возместить в процессе распределения конкурсной массы при ликвидации банка.