Александр Тезяев: Электротехнический рынок имеет потенциал развития

Завтра в Санкт-Петербурге открывается выставка "Энергетика и электротехника". Мне она очень нравится, даже больше, чем "родная" московская "Электро". На ней меньше помпезности, больше практичности, реальности. При этом по представительности, вниманию целевой аудитории питерская выставка ничуть не проигрывает Москве. В Санкт-Петербург съезжаются наши коллеги со всей страны, чтобы обсудить перспективы развития отрасли.

От специалистов, работающих на электротехническом рынке, нередко можно услышать: "наш рынок отстающий", "инертный", "это не FMCG" (товары повседневного спроса). Такие комментарии не беспочвенны. Описанная ситуация оказывает крайне серьезное влияние на развитие и рынка в целом, и каждого игрока. Но это одна сторона медали.

С другой стороны, можно отметить резонирующее представление рынка в СМИ или на выставочных мероприятиях: энергосбережение, энергоэффективность, светодиодные технологии. Эти термины, появившиеся в обиходе даже тех, кто никоим образом не связан с электротехническим рынком, говорят нам о серьезных изменениях. В чем же причина полярных точек зрения? Важно понять, почему так неоднозначны оценки.

Электротехнический рынок действительно имеет огромный потенциал для развития, причем в самых различных продуктовых сегментах и целых направлениях. Причины тому - образовавшийся разрыв между Европой и Россией, а также общемировая тенденция к сокращению издержек и дороговизне энергоресурсов, имеющая непосредственное отношение к электроэнергии. Среди ключевых направлений автоматизация процессов управления, контроля, распределения; энергоэффективность и энергосбережение; безопасность. В эти три аспекта вписываются более 90% всех разработок, появившихся на рынке в течение последнего десятилетия. И с этой точки зрения все неплохо. Но если взглянуть на рынок с другой стороны, картина получается не такой уж радужной. В России практически нет собственных принципиальных, именно с "нуля" разработок, их львиная доля приходит из Европы. До 80% новых разработок в течение первого года копируется в Азии и появляется в ассортименте многих производителей. Большинство компаний занимает позицию "все уже придумано" и не надо изобретать велосипед. Весь механизм новаторства и развития выглядит следующим образом: компания берет существующий продукт, в который вносит незначительные изменения и усовершенствования, отвечающие парадигмам, представленным ранее. "Новый" продукт приходит на рынок, скорее всего под европейским брендом, и копируется с незначительными доработками в Азии. Далее "новинка" появляется в ассортименте множества производителей, переходя из премиального в средний и низкий ценовые сегменты.

Это картина "изнутри", с точки зрения производителя. А что мы видим со стороны потребления? Здесь имеет место абсолютно верная позиция государства в отношении поддержки мировых парадигм, обозначенных ранее. Некоторые эксперты обвиняют Россию в том, что в стране, которая является одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров энергии в самом различном ее виде, вопросы энергосбережения и энергоэффективности становятся номинальными. Я не согласен с этой позицией. Да, возможно, определенный налет отсутствия жизненной необходимости имеется, и это незначительно тормозит процесс в сравнении с энергозависимой Европой. Но что в России точно умеют, так это считать деньги, и возможность заплатить меньше за ту же услугу, если таковая возможность представится, упущена не будет.

К сожалению, в реальности мы видим отсутствие системного подхода, точечность принимаемых мер и незавершенность. Современные технологии соседствуют с устаревшими приборами и устройствами, и более того, даже их замена и реконструкция порой ведутся с использованием стандартов, которые не обновлялись десятки лет. И вот он, главный парадокс - безумная инертность электротехнического рынка. Инертность, отражающаяся в запросах потребителей. Да, они слышат о новом. Да, они немного знают о современном оборудовании, но при выборе привычка решает все. В этой ситуации даже те производители, которые выбрали инновационный путь развития, вынуждены поддерживать в своем ассортименте "привычные" устройства, а запуская новые продукты и технологии, записывать их в "изыски". В результате чего они составляют всего 5-10% от общего объема продаж. Подкреплением "привычек" является нормативная документация. Да, нормативы меняются, но меняются намного медленнее, чем рынок. А раз номинально разрешено "попроще", зачем прилагать усилия и поступать по-другому?

К сожалению, такая судьба ждет огромное количество проектов в области электротехники. Используя ширму энергоэффективности и соответствия ей, потребители ставят, к примеру, светодиодные светильники, только выбирают самые доступные устройства с малым световым потоком, что через короткое время приводит к установке классических галогеновых устройств. Затраты увеличились, эффективность отрицательная, восприятие новых технологий потребителем отвратительное. Или, к примеру, потребители решают поставить средства автоматизации, но делают все "человеческими руками". Примеров, к сожалению, сотни.

Мне не хочется выглядеть обвинителем, все не так плохо, как может показаться. И, кстати, не думаю, что мы работаем на исключительном рынке, такая "специфика" свойственна многим отраслям. Более того, несмотря на значительную "пробуксовку", новое все же входит в жизнь, закрепляется, становится "новой привычкой". Рынок живет, развивается и двигается в верном направлении.

На мой взгляд, наступление "завтра" рынка помогут приблизить следующие моменты: документация и регламентирующие документы должны соответствовать современному уровню развития отрасли. Нужна поддержка конструкторской мысли и инженерной идеи, качественная и продуманная адаптация иностранных разработок к особенностям нашей страны. Необходимы поддержка комплексной модернизации отрасли, а не точечного внедрения "новых технологий", ориентация на современных производителей, имеющих возможности и желание развивать рынок. Нужен ответственный подход к изменениям - не все новое по умолчанию хорошее.

Александр Тезяев, директор по маркетингу и развитию международного электротехнического холдинга EKF Electrotechnicа