С февраля Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ввела дополнительные льготы для транзита российского угля через украинские порты и стальные магистрали, понизив с 550 до 500 тыс. тонн порог гарантированного минимума перевозок для применения прогрессивной шкалы скидок на транзит угля. Украинская сторона оценивает эти льготы, которые будут действовать в течение 2013 года, минимум в 50 млн долларов. Причем в течение года этот порог может быть снижен еще на 30-50 тыс. тонн.
Грузы РФ превышают 60% в грузотранзите через Украину. При этом доля угля в объеме украинского транзита российских грузов составляет не меньше 20%. Так что сокращение этих перевозок весьма чувствительно для доходов украинских железных дорог и портов. Кроме того, на перевозки российского угля на экспорт в направлениях на порты Мариуполь, Ильичевск, Южный тоже понижены - в среднем на 20% - объемные "пороги" для введения сниженных тарифов.
"Ситуация с транзитом грузов России через Украину вряд ли изменится в лучшую сторону, несмотря на эти меры. Так как Россия реализует программы переориентации транзита на собственные порты", - пояснил "РБГ" эксперт ассоциации "Аспромтранс" Андрей Зенкин. При этом растут перевозки российского угля на экспорт через порты не только России, но и прибалтийских стран, особенно Латвии, прокомментировал "РБГ" ситуацию аналитик Института международного бизнеса Вячеслав Маслов. По его словам, перевозки через Украину по тарифным расценкам становятся менее конкурентоспособны.
По мнению аналитика Центра транспортных стратегий (Украина) Игоря Гошовского, в ближайшие годы динамика транзита российского угля через Украину еще снизится, так как крупными портами для экспортных поставок российского угля могут стать как соседний с Украиной российский порт Тамань, так и Мурманск. Затраты российских компаний на перевозку угля через Украину достигают, по данным Сибирского делового союза, 200 млн долл. в год. И их уже давно пора сократить.