Информация о счетах и вкладах станет доступна налоговикам

Банковское сообщество всерьез обеспокоено возможностью расширения доступа к банковской тайне. Эта проблема стала ключевой темой обсуждения на пленарном заседании XI международной конференция "Актуальные вопросы законодательного регулирования и современные тенденции в развитии системы ПОД/ФТ в финансовом секторе России".

Предмет беспокойства - законопроект N 196666-6, в середине марта принятый Госдумой в первом чтении. Документ предполагает внесение изменений в законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности", которые позволят следственным органам получать информацию по счетам клиентов банков без возбуждения уголовного дела.

- Мы считаем, что это нецелесообразно, уже существует эффективный механизм, по которому доступ к сведениям, представляющим банковскую тайну, может быть получен только в рамках возбужденного уголовного дела, - отметил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - При этом следователь обязан контролировать все этапы предоставления информации и несет персональную ответственность за правомерность использования полученных данных. Если внести изменения в этот механизм, контроль уменьшится, а риск злоупотреблений, наоборот, повысится. Информация может попасть в недобросовестные руки, в том числе криминальные. И вполне реальна угроза, что все эти данные могут оказаться на "Горбушке" или в любом подземном переходе.

Первый зампред Совета Федерации Александр Торшин согласился с тем, что расширение доступа к банковской тайне - вопрос спорный, и признал, что пока на него нет однозначного ответа - как не ограничить права граждан и в то же время не дать возможность злоумышленникам воспользоваться пробелами в законодательстве. По его словам, во всем мире банковская тайна "сжимается", но в российских реалиях надо более четко обосновать расширение перечня операций, которые подлежат раскрытию. Здесь предстоит найти золотую середину.

Ясность в обсуждение внесла председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. По ее словам, законопроект N 196666-6 находится на рассмотрении и подготовке ко второму чтению, "он может нравиться или не нравиться, но финансовый рынок во всем мире криминализируется, и с этим рад бороться, все бюджетные системы мира борются за свои доходы". Депутат добавила, что этот законопроект - только первый в целом ряду инициатив, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных нелегальным путем. При этом признала, что предполагаемые изменения действительно увеличивают нагрузку, и не только на банки, но и на страховые компании, брокеров, агентов недвижимости и т.д., так как количество требований к ним возрастает.

Что касается банковской тайны, по мнению Бурыкиной, доступ к ней должен регулироваться только через Закон "О банках и банковской деятельности", а не через Закон "Об оперативно-розыскной деятельности". "Мое личное мнение: банковская тайна должна иметь место и доступ к ней должен быть только в рамках уголовного дела. Боюсь такого подхода, что доступ будет оформляться решением суда на основе следственных материалов", - сказала депутат. По ее словам, перечень операций, по которым банк должен предоставлять сведения в Росфинмониторинг, также не надо расширять. "Еще один важный момент - безусловное право банков открывать и закрывать счета. Мы согласовали свою позицию с ЦБ и даем банкам возможность отказывать в открытии счетов клиентам, если они считают их недобросовестными. Что касается права банков приостанавливать отдельные операции, сейчас такое право у них есть, и мы считаем, что расширять там ничего не нужно", - отметила Бурыкина.

Еще одна неоднозначная мера - поправка в Налоговый кодекс, которая обязывает банки раскрывать налоговым органам информацию о счетах и вкладах клиентов. По мнению Гарегина Тосуняна, это предложение противоречит некоторым статьям Конституции и необоснованно ограничивает права граждан. Кроме того, оно возлагает дополнительные обязанности на банки - сейчас они должны предоставлять налоговикам информацию по счетам и вкладам только тех граждан, которые претендуют на госдолжности. "Мы и так передаем колоссальный объем информации в Росфинмониторинг, 7 млн сообщений в год. Зачастую это излишне. Считаем, что надо переходить к системе контроля только подозрительных операций. Во многих странах информация передается только в том случае, если у банка возникают сомнения в законности совершаемой операции. Если клиент не был привлечен к уголовной ответственности за отмывание средств, и подозрения не подтверждаются, то эти сведения уничтожаются", - сказал Тосунян. По его словам, банки должны получить возможность субъективной оценки добросовестности клиента, чтобы они могли отказать ему в обслуживании, если возникают подозрения, и не брать на себя эти риски. "Раз мы агенты Росфинмониторинга по борьбе с отмыванием, то механизмы передачи информации должны выстраиваться через доверие к банкам, а не через расширение обязательств и передачу избыточной информации", - добавил он.