Медведев: Вопрос о "зимнем времени" не закрыт раз и навсегда

Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, по заведенной им же традиции, отчитался перед депутатами Государственной Думы за ту работу, что проделал его кабинет министров в первый год своей работы. Разговор получился насыщенным: с учетом обсуждения депутатами доклада премьер общался с Госдумой без малого четыре часа по всем спектрам экономики. Не мог Дмитрий Медведев не ответить и на вопросы, связанные с нулевым промилле и переводом стрелок часов.

Новому правительству нет и года. В конце прошлого, 2012 года кабинет министров еще только официально объявил себя сформировавшимся и сработавшимся коллективом. Семь с небольшим месяцев - не тот календарный срок, за который можно многое успеть, но закон есть закон, а в нем написано, что правительство должно отчитываться перед народными избранниками за каждый год. К тому же сам Дмитрий Медведев эту норму в законодательство и ввел. Только, как оказалось, не думал он тогда, что самому придется стоять на трибуне Госдумы с правительственным отчетом.

- Не скрою, я рад, что стоял у истоков этой традиции, когда вносил соответствующие предложения, поддержанные парламентом, - заметил он. - Правда, не думал, что буду сам его представлять. Но в этой жизни за все поступки, которые совершил, нужно отвечать. Такова неумолимая логика истории. Поэтому вот мой отчет.

Многие нюансы работы кабинета министров законодателям хорошо известны. В прошлом году правительство вносило в парламент 218 законопроектов, из которых, подчеркнул Медведев, на сегодняшний день президент подписал 153. В полном рабочем году кабмин, конечно же, покажет более высокие показатели законотворческой инициативы. "За три месяца текущего года правительство внесло в Государственную Думу уже более 80 законопроектов", - напомнил Медведев.

- И хотел бы сказать: очень ценю, что наша совместная работа, даже при наличии вполне понятных политических разногласий, разных ощущений, в целом носит конструктивный характер, - поделился премьер-министр своим ощущением от работы с Госдумой. - Мы помним все-таки и другие времена.

Попросив депутатов набраться терпения, Дмитрий Медведев начал сфера за сферой, отрасль за отраслью разбирать то, что было сделано в 2012 году. При этом постарался убить двух зайцев сразу и уже в выступлении ответить на некоторые вопросы депутатов, которые он услышал в том числе на специальных консультациях с лидерами парламентских партий.

Прошлый год, в целом, считает премьер, удался. "С учетом ситуации в мировой экономике макроэкономические итоги года можно оценить как неплохие", - заявил глава кабинета министров. ВВП в прошлом году вырос на 3,4 процента, темп роста реальных зарплат увеличился до 8,4 процентов, уровень безработицы оказался беспрецедентно низким - 5,5 процента.

Инфляция подросла на 0,5 процента по отношению к предыдущему году, что связано с разными факторами, включая неурожай. Федеральный бюджет получился с  небольшим - 0,06 процента ВВП - дефицитом. Но это ничто, если сравнивать с рядом развитых стран. "Бюджетный дефицит в США - около 9 процентов, в Японии - 10, в Великобритании - 8,2 процента", - уточнил Медведев.

В мировой экономике все острее стали проявляться тенденции к замедлению темпов роста. Не обошли они своим влиянием и нашу страну. Но если прошлый год удалось пройти, практически не попав под их влияние, то в текущем году риски существуют очень серьезные.

Неприятным сюрпризом для кабинета министров это не стало. "Мы предвидели замедление темпов развития в контексте ситуации на мировых рынках", - успокоил Дмитрий Медведев. Но теперь правительству он ставит задачу реализовать сбалансированные меры по достижению приемлемой динамики основных показателей. О рекордах и выдающемся росте в таких условиях говорить не приходится.

- У правительства есть свое видение того, что необходимо предпринять. Но эти меры должны предметно обсуждаться с экспертами, депутатским корпусом, - заявил председатель правительства.

Какие-то шаги кабмин предпринимал уже в прошлом году. Так, в правилах правительства появилось так называемое бюджетное правило, регламентирующее использование нефтегазовых доходов и ограничивающее общий объем расходов федерального бюджета и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Споры вокруг этого правила идут до сих пор, но премьер до сих пор остается непреклонен. "Решение принято и должно четко выполняться", - заявил Медведев, на этот раз депутатам.

- Это позволит повысить макроэкономическую устойчивость российской экономики, ее инвестиционную привлекательность и обеспечить безусловное выполнение всех расходных обязательств и в первую очередь социальных обязательств, - уверен глава правительства.

Для тех, кто еще не вполне понимает, зачем нужно бюджетное правило со всеми его ограничениями, прозвучало напоминание про 2008 год, когда страна из-за падения цен на нефть оказалась в тяжелом экономическом положении.

Правительство, может быть, и радо было бы откликнуться на многочисленные просьбы добавить средств то в одну, то в другую отрасль, но бюджетное правило - не единственное ограничение для кабинета министров.

Можно было бы рассчитывать на дополнительные доходы от приватизации, но ее ход тоже зависит от рынка. "Их нужно учитывать, но трудно прогнозировать", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

В последние годы в госказну каждый год поступало все больше налоговых доходов. Даже в прошлом году налоговые сборы в консолидированный бюджет увеличились на 10 процентов, составив почти 12,5 триллионов рублей.

- Но, коллеги, мы должны реально смотреть на вещи - возможности по наращиванию доходов будут в ближайшее время серьезно ограничены, - предупредил премьер-министр. - Недоплата налогов в результате использования низконалоговых юрисдикций, действительно, наносит огромный ущерб нашей экономике. Мы эту проблему знаем и занимаемся ее решением.

А пока отток капитала из России продолжается. В 2012 году он составил 54 миллиарда долларов. Это, конечно, меньше, чем годом ранее, но есть с чем сравнивать. "В других странах с сопоставимой экономикой вообще оттока нет, - подчеркнул глава правительства. - Значит, у нас что-то не так работает".

Кабинет министров мог бы решать проблему доходов за счет налогов, но не намерен увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. Как не планируется, уточнил Медведев, и повышение пенсионного возраста.  Наоборот, с 1 января отменили налог на имущество организаций в отношении движимого имущества.

Совсем другое дело - налогообложение предметов роскоши. Этот законопроект уже внесен в Госдуму и, например, предполагает повышение транспортного налога в несколько раз для автомобилей стоимостью свыше 5 миллионов рублей.

Принципиальное значение, как считает премьер-министр, имеют не только темпы роста, но и качество этого роста.

- России предстоит развиваться в условиях жесткой экономической, технологической, интеллектуальной конкуренции, - заявил Дмитрий Медведев. - Чтобы своевременно и адекватно отвечать на эти вызовы, мы должны использовать все ресурсы. Продолжить работу по улучшению делового климата, повышению эффективности экономики и социальной сферы. Сосредоточиться на развитии человеческого потенциала, конкурентоспособности наших людей.

В течение 1 часа 45 минут премьер продолжал поотраслевой расклад того, что было сделано за неполный прошлый год его кабинетом министров. Не забыл он и о культуре и спорте. Во второй части правительственного отчета Медведеву предстояло отвечать на вопросы депутатов, но некоторым еще в конце его речи явно не терпелось вступить в дискуссию.

В спортивной части доклада глава Белого дома, говоря о программах строительства новых спортивных объектов, заметил, что отдельные реализуются под патронажем "Единой России". Кто-то из явно оппозиционных депутатов тут не удержался и намекнул, что это заслуга бюджетных денег. "Деньги всегда из бюджета", - парировал премьер с трибуны.

- Вот когда другая партия возьмет на себя бразды правления, тогда это будут ее достижения, - ответил он депутату.

Впрочем, не все в России в силах одной только "Единой России". Одна партия не сделает страну сильной, комфортной и свободной, а именно такой видит ее Дмитрий Медведев по собственному признанию.

- Это все общие слова, а развитие государства складывается из повседневных успехов каждого из нас, - отметил Медведев. - Убежден, все зависит от веры в собственные силы, от умения работать, отстаивать свою точку зрения и уважать другое мнение. От ответственности перед собой, своей семьей, своей родиной.

Дмитрий Медведев на пленарном заседании Государственной Думы РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 

То, как они видят свою ответственность перед родиной, продемонстрировали депутаты в своих вопросах. Коммунист Николай Коломейцев спросил премьера, какие меры принимаются по деоффшоризации экономики: "Кипр чему-нибудь научил? "Я не стал бы списывать все наши проблемы на Кипр  и на тех, кто там что-то хранит", - откликнулся на вопрос Дмитрий Медведев, заметив, это право самих людей хранить свои средства там, где они хотят, "если все сделано открыто, публично и прозрачно", без использования "серых схем". Вопрос, по словам Медведева, в том, все ли мы сделали, чтобы эти деньги оставались в нашей стране.  Премьер считает задачей правительства создание такого налогового режима и степени комфорта, чтобы стимулировать россиян хранить деньги здесь. И это тот урок, который преподал Кипр не только власти, но и гражданам, которые до сих пор выбирали иностранную юрисдикцию. Что же касается наших финансовых потерь на Кипре, то, как заверил депутатов премьер, "никаких потерь у нас там нет". "Я имею в виду государственные структуры и даже значительную часть частных компаний",  - открыл секрет Медведев.

Вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев, не стал надолго откладывать вопрос, который хотели бы задать главе кабмина многие депутаты: о главе минобрнауки Дмитрии Ливанове.  У депутатов накопились к нему разные претензии. Однако большинство из них было связано с  оценкой эффективности вузов.  Лебедеву, как и другим думцам, казались странными критерии этой оценки. Он предположил, что дело все в вузовской недвижимости, которую кому-то хочется забрать: "Может быть, тогда и МГУ объявим неэффективным, а в его зданиях устроим огромный торговый центр?" "Когда  будет дана справедливая  оценка  деятельности  министра, может быть, ему уже пора уйти в отставку?", - прямо спросил Лебедев премьера. "Я не думаю, что вы ждете от меня, что я с этим соглашусь", - сразу обозначил свою позицию Медведев. "Я скажу одно: министр - это не рубль, чтоб всем нравиться", - заметил премьер и добавил, что есть целый набор должностей в правительстве, которые являются расстрельными. К ним, по словам главы кабмина, "относятся должности министра образования и министра здравоохранения". "Постарайтесь вспомнить, - обратился Медведев к депутатам, - когда кто-нибудь в этом зале  сказал добрые слова в адрес министров образования". "Я считаю, что министр, который нравится всем, это человек, который, скорее всего, не справляется со своими обязанностями", - определил свой критерий премьер. Однако заметил, что "любой министр должен находиться в режиме прямой коммуникации со своими партнерами по диалогу, в том числе и с депутатами Госдумы".

"Справоросс" Оксана Дмитриева выразила опасения по поводу новой финансовой структуры  - Росфинагентства - не произойдет ли с ней то же самое, что с "Оборонсервисом"? Медведев пообещал, что это агентство будет работать на прозрачной основе,  чтобы ни у кого не возникло никакого сомнения. Премьер признался, что пока остаются разногласия по форме акционерного общества. Коммерческая организация здесь не годится, потому что создает слишком много рисков с точки зрения "корпоративного управления".  Медведев пообещал, что в ближайшее время форма Росфинагентства определится - скорее всего, это будет "некоммерческая организация".

Коммуниста Алексея Корниенко волновали проблемы Дальнего Востока: где найти десять триллионов рублей на реализацию программы.  "Вы поможете найти", - ответил Медведев, заметив, что транспортные проблемы дальневосточников уже начали решаться. Субсидирование пассажирских авиаперевозок с Севера и Дальнего Востока, по словам премьера уже дали результат: "Люди наши стали летать в Москву и на курорты. Нужно "не причитать", а работать, помогать реконструировать парк и систему аэродромой инфраструктуры, надо вкладывать деньги, создавать свои самолеты, - выдал рецепт глава кабмина.

Медведев пообещал либерал-демократам рассмотреть предлагаемые  ограничении по общедомовым расходам, чтобы плата людей за квартиры не зашкаливала.  И согласился с  "единороссом"  Валерием Трапезниковым, что так называемые "золотые парашюты" - огромная компенсация, которую получат при уходе с руководящих  должностей менеджеры, вызывает у людей негодование.  "Это вопрос уже поднимался, - сообщил Медведев, - но мы не пошли на то, чтобы лишать менеджеров мотивации". Однако, как полагает премьер, "нельзя стричь людей под одну гребенку". И зарплату, и компенсацию для руководителей в госкомпаниях нужно увязывать с реальными достижениями компании.  "Это не означает, что мы должны бороться с большими доходами. Мы должны все доходы поднимать", полагает глава кабмина.

Медведев разъяснил думцам свою позицию по ВТО, куда мы вступили,  "просто выкручивая для себя  максимально возможные и благоприятные условия", заверил народных избранников в том, что будет лично контролировать  финансовую поддержку, направляемую в сельское хозяйство.

Но лидеры оппозиционных фракций отчетом правительства остались не вполне довольны. "Это закон жанра, парламент и должен держать правительство в напряжении",- подвел итог спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

Дмитрий Медведев, не вмешиваясь в регламент Госдумы, внимательно слушал замечания представителей думских партий, но последнее слово все-таки оставил за собой и вернулся на трибуну.

"Подобный анализ - пусть даже нелицеприятный - правительству полезен, потому что в ходе таких встреч формируется позиция, а мы должны сближать позиции", - принял премьер звучавшую критику.

Но не все из услышанного пришлось главе правительства по душе, а какие-то замечания показались, можно сказать, общими. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, например, говорил про сырьевой характер российской экономики. Спорить с известной истиной Медведев не стал, но заверил оппонента, что если тот предложит вариант, как исправить это за несколько лет, то премьер сразу же представит его к госпремии.

Для выпадов коммунистов в адрес новой пенсионной формулы премьер просто не нашел оснований. "Правильно, что вы ее критикуете. Я только одно не могу понять, а вы ее видели? Я, например, нет", - обратил внимание глава правительства. И снова он, уже безо всякой иронии пригласил всех, включая коммунистов, обсуждать эту формулу с правительством.

А вот некорректные колкости в адрес своих подчиненных Геннадию Зюганову "с рук не сошли". Он, намекая на то, что многие министры сидят на тех отраслях, в которых ничего не понимают, вице-премьера Аркадия Дворковича, например, назвал "потомственным хлеборобом".

- И вы, и ваши коллеги тоже не рафинированные управленцы, которые всю жизнь готовились к работе в Госдуме, этакие российские Кеннеди, - ответил премьер на это.

Удовлетворяя любопытство тех депутатов, которым не дали микрофон, чтобы задать интересовавшие их вопросы, Дмитрий Медведев ответил еще на два. Про возвращение промилле и зимнего времени.

"Свои знамена не меняют, - заявил глава кабмина. - Моя позиция по употреблению алкоголя перед тем, как сесть за руль, прежняя - пить нельзя. Это вредно и опасно". Но на компромисс Медведев все-таки готов. Если действительно приборы дают погрешность, то он не возражает зафиксировать возможность для учета такой погрешности. "Но тогда давайте зафиксируем ничтожное количество промилле", - обратился он к депутатам, назвав оптимальной показатель в 0,1 промилле.

Что касается вопроса времени, то здесь у премьера приблизительно такая же позиция. "Сколько людей, столько подходов", - сказал он. Одна часть просит все вернуть, другая пишет, чтобы не возвращали. "Нам не нужно бесконечно дергаться", - уверен Медведев, предложив пожить в "новом" времени. Что вовсе не означает, оговорился он, что вопрос закрыт раз и навсегда.