Местные бюджеты Среднего Урала могут недополучить 700 млн

По прогнозу регионального минфина, консолидированный бюджет Свердловской области может лишиться 700 миллионов рублей, если муниципалитеты не примут экстренные меры по актуализации земельных баз данных.

"РГ" уже поднимала тему выпадающих доходов местного самоуправления в результате оспаривания бизнесом кадастровой оценки земель, которые в несколько раз превышают рыночные цены ("Экономика Уральского округа" от 04.04.13). За 2012 год Арбитражный суд Свердловской области рассмотрел порядка 500 исков по вопросу несоответствия кадастровой и рыночной стоимости участков, а уже в первом квартале 2013-го - более 260. При этом в 98 процентах случаев решения вынесены в пользу истцов.

Муниципалитеты в панике, ведь теперь им предстоит возместить предпринимателям переплаченный земельный налог. Как заявил на научно-практической конференции "Местное самоуправление: история и современность" председатель правления ассоциации "Совет муниципальных образований Свердловской области", глава Каменска-Уральского Михаил Астахов, из городской казны придется вернуть только Уральскому алюминиевому заводу 25 миллионов рублей за 2010 год, 26 миллионов за 2011-й и 56 миллионов - за 2012 год. Предприятиям Нижнего Тагила местный бюджет должен более 200 миллионов, Первоуральска - около 100 миллионов рублей.

- В последнее время земельный налог превратился в одну из самых серьезных проблем для органов местного самоуправления. Мы рискуем прервать реализацию своих проектов, потеряв такие суммы, - считает Астахов.

Пик обращений в суды пришелся на середину 2012 года. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась: среднеуральскому минфину удалось обратить внимание муниципальных образований на серьезность положения и подтолкнуть их к более активным действиям. Администрации Екатеринбурга, Первоуральска, Заречного и Нижнего Тагила за свой счет даже профинансировали работу независимых оценщиков, чтобы определить реальную стоимость спорных участков.

В первую очередь тех, которые предпринимателями оценивались ниже аналогичных, обращающихся на рынке. В результате некоторые истцы в суде попросили изменить первоначальные требования и установить кадастровую стоимость на основании отчета, подготовленного мэрией. Также органы местного самоуправления стали привлекаться в качестве третьей стороны для участия в делах, где собственником земли выступает частное лицо.

- Право хозяйствующих субъектов на защиту своих интересов никто не отрицает, однако анализ арбитражной практики показывает, что они зачастую манипулируют юридическими понятиями, заявляют в исках рыночную цену, явно не соответствующую действительности, - комментирует заместитель руководителя управления Росреестра по Свердловской области Марина Черкасова.

Возможно, поток жалоб от бизнеса уменьшится уже в ближайшее время. По данным УФНС по Свердловской области, в марте 2013 года вышло решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление ФАС Уральского округа, в которых сказано, что положительное решение суда по иску об изменении кадастровой стоимости участка не является основанием для перерасчета земельного налога за прошлые периоды. То есть судебный процесс будет иметь смысл только для тех, кто намерен оптимизировать налоговую базу на 2013-2015 годы. По правилам массовая кадастровая оценка земель поселений проводится не чаще, чем раз в три года, и не реже, чем раз в пять лет, а на Среднем Урале такая процедура осуществлялась в 2010-м, ее результаты утвердили в 2011 году.

Кроме того, свердловским муниципалитетам предлагают поискать резервные источники доходов. Так, сегодня в базе данных налоговых органов отсутствуют сведения о 330 тысячах участков, стоящих на учете в Росреестре. Минфин готов выступить в роли координатора между местным самоуправлением, УФНС и Кадастровой палатой при вовлечении в оборот этих земель. Муниципальным образованиям рекомендовано средства на инвентаризацию изыскать в рамках собственных целевых программ или в ходе проведения согласительных комиссий.