17.04.2013 19:44
Поделиться

Высокинский: Екатеринбург стал лидером благодаря независимости власти

Город Екатеринбург, по большинству социально-экономических показателей занимающий ведущие позиции не только в УрФО, но и в целом в России, имеет веские основания претендовать на звание "третьей столицы". О значении местного самоуправления для развития территории и основах самостоятельности муниципалитета рассуждает заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский.

Около месяца назад вы предложили внести поправки в устав города. В чем их суть?

Александр Высокинский: В 2009-2010 годах в стране была тенденция к некой европейской модели управления муниципалитетами, когда местный представительный орган нанимает сити-менеджера для управления городом. И произошел некий разрыв логики. У нас всегда работники завода знали директора в лицо, а жители Екатеринбурга - главу города. Ругали, хвалили, но знали, что за все отвечает он лично. Сегодня у горожан нет четкого понимания, за что отвечает глава города, а за что - глава администрации, к кому из них по какому вопросу идти. Они говорят: "Вы нам по-русски объясните, кто предгорисполкома?"

На мой взгляд, надо возвращаться к одноглавой системе, и законодательство нам это позволяет. Но это должна быть не кампанейщина, а продуманное, планово реализуемое решение. У города множество партнеров, стратегических инвесторов, в работе большое количество стратегических проектов. Поэтому о серьезных изменениях мы должны предупреждать заранее. На мой взгляд, надо сегодня принять решение о том, что с 2018 года будет один глава, избираемый населением. И тогда система управления становится всем понятной и не будет резких движений из стороны в сторону, от которых страдают граждане. Такие поправки мною подготовлены.

На днях общественности представили "Белую книгу местного самоуправления". Что это такое и какова цель проекта?

Александр Высокинский: Белая книга - это общемировой формат, предполагающий анализ проблем и путей развития, а затем их дополнительное обсуждение. То есть мы не просто показываем проблемы и свое видение вариантов их решения, а приглашаем к диалогу все городское сообщество, чтобы вместе писать эту книгу дальше. Именно так мы в свое время создавали Стратегический план. Екатеринбург сегодня является одним из самых развитых городов России, он формирует значительную долю областного и федерального бюджетов, и все это благодаря усилиям и деловой активности жителей, которые, в свою очередь, должны понимать, что они получают взамен. Это главный принцип экономического развития: если люди не видят эффекта от собственной деятельности, то экономика будет идти вниз. Может быть, после обсуждения с горожанами мы найдем более эффективные варианты решения проблем.

Прошлый год действительно был успешным. О каких же проблемах идет речь?

Александр Высокинский: Например, об оплате проезда льготников в общественном транспорте: Екатеринбург фактически взял на себя эту функцию, поскольку соглашение, подписанное главой города и председателем областного правительства, не выполняется. О таком крупнейшем проекте, как строительство метрополитена. Понятно, что в Москве его строит вся страна. Но наш город фактически делает это в одиночку, что тормозит развитие дорожной, коммунальной сфер и реализацию ряда других проектов, потому что метро - очень дорогое удовольствие. И, хотя мы договаривались с областью о финансировании 50 на 50, в итоге город вкладывает 6 миллиардов, а область - только три.

Финансовая проблема по-прежнему остается для муниципалитетов наиболее острой и актуальной. Екатеринбург - богатый город, но, судя по всему, и он испытывает дефицит средств?

Александр Высокинский: Разделив бюджет города на количество жителей, мы получим объем средств, который ежегодно тратится на каждого из нас - на оказание всех муниципальных услуг. В Екатеринбурге этот показатель составляет 22 тысячи рублей. Для сравнения, в Москве - 133 тысячи, в Санкт-Петербурге - 88 тысяч. В городах Свердловской области - 8-10 тысяч. Если ситуация не изменится, то со временем все жители страны переедут в один город.

Где же выход?

Александр Высокинский: Мы предлагаем принять на федеральном уровне минимальный стандарт бюджетной обеспеченности. Если в Конституции записано, что права у всех граждан равные, то это должно быть подтверждено и бюджетным законодательством.

В Свердловской области более 90 муниципальных образований, из них доноров - 5-6, остальные получают дотации, и, естественно, логика действий их властей направлена не на развитие производства на территории, а на вышибание максимального количества денег из области. Как говорится, три часа позора в кабинете председателя правительства - и можно целый год жить безбедно.

Это главное противоречие в наших взаимоотношениях с областным правительством. Можно продолжать доить корову, которую не кормите, но со временем вы поставите на колени даже богатый Екатеринбург. Ведь сегодня в городе остается лишь 16 копеек с каждого рубля налогов, заплаченных в бюджеты всех уровней. Мы убеждены, что горожане должны получать большую отдачу.

Бюджетное законодательство формируется на федеральном уровне. Что могут сделать в этой ситуации областные власти? Увеличить дотации Екатеринбургу?

Александр Высокинский: Как раз наоборот - просто не забирать лишнего. Основной источник пополнения местных бюджетов - налог на доходы физических лиц, и федеральное законодательство позволяет субъектам РФ устанавливать для муниципалитетов норматив отчислений этого налога от 20 до 40 процентов. Достаточно сделать уровень подоходного налога в городской бюджет не 27 процентов, как сегодня, а 40 - и тогда мы сами решим все свои проблемы. Но область не отдает 40 процентов - ей нужно еще поддерживать депрессивные территории.

Много лет говорят и о том, что Екатеринбург, выполняя функции областного центра, а с некоторых пор еще и центра федерального округа, должен в связи с этим получать в свой бюджет дополнительные деньги. Сколько стоит выполнение столичных функций?

Александр Высокинский: Во-первых, изначально нужно соблюдать пропорцию: 30 процентов средств, направляемых на развитие Свердловской области, должен получать Екатеринбург, где проживает треть населения региона. Второе: 30 процентов автомобилей здесь - иногородние. Значит, ту же пропорцию нужно соблюдать при выделении денег на программы дорожного строительства и ремонта. Третье: говоря о функциях федерального центра, следует учитывать, что в городе проводится множество мероприятий федерального и международного уровня. В этом году пройдут саммиты "Россия - ЕЭС", "Россия - Казахстан", выставка "ИННОПРОМ", в перспективе - ЭКСПО… Нам приятно, что у нас будет много гостей. Но на такие мероприятия должна выделяться отдельная смета.

Кстати, Тюмени, Казани, Нижнему Новгороду, Челябинску субъекты Федерации помогают в значительно большем объеме. В 2011 году только на дороги в Челябинске область потратила около 7 миллиардов. Нас же регулярно наказывают за то, что часто выражаем несогласие с политикой области. Но я уверен: если бы не независимая позиция администрации Екатеринбурга, город не стал бы таким, каков он сегодня. Казани субъект Федерации помогает значительно больше, чем нам, но по объему инвестиций, привлеченных в 2012 году, мы на первом месте, а они на втором, мы лучшие и по объему введенного жилья, уровню зарплат. Потому что у нас эти показатели тянет вверх бизнес. Завтра бюджетные деньги закончатся - и там все рухнет. А Екатеринбург устойчив именно потому, что мы вынуждены развиваться независимо от бюджетных вливаний сверху.

Но ведь городу все равно невыгодна конфронтация с областной властью?

Александр Высокинский: Смотря как к этому относиться. Отношения двух сильных партнеров в бизнесе обоих делают сильнее. Но, когда есть попытка одного партнера принизить другого, это к конструктиву не ведет. Госвласть должна относиться к местному самоуправлению как к партнеру, а не как к подчиненному. В нефтяных регионах, где много денег, которые надо только распределять, командный стиль работает. Но здесь деньги надо зарабатывать. И сегодня у нас одна просьба: не мешать. Деньги, которые город зарабатывает, должны делиться более справедливо, ведь огромное количество проблем населения сегодня решает именно муниципалитет. Правила работы власти везде одинаковые, а города живут по-разному. 20 лет назад Екатеринбург был совершенно обычным промышленным городом. И сегодняшний уровень его развития - это объективный показатель эффективности деятельности городских властей.

В последнее время идут дискуссии о распоряжении неразграниченными землями. Удается ли достигнуть договоренности с областью в этом вопросе?

Александр Высокинский: 17 мая заканчивается действие соглашения, после чего мы обязаны передать эти полномочия мингосимущества Свердловской области (МУГИСО). Собственно, земельные вопросы всегда, с советских времен, решал муниципалитет. У нас  обширные архивы, базы данных. В городском управлении архитектуры и смежных структурах этими вопросами занимаются порядка 300 человек. Весь штат МУГИСО значительно меньше. Мы по опыту знаем, что передача такого объема полномочий - дело чрезвычайно сложное. Когда мы передавали органы соцзащиты, вместе с областью организовывали новый порядок выплаты субсидий льготникам, готовились к этому год. Работали финансисты, технологи, отделы по работе с обращениями граждан. И когда мы начали работать по-новому, никто этого даже не заметил. За полтора месяца такую работу не сделать.

Сегодня в строительстве жилья область выезжает за счет Екатеринбурга: из 1,6 миллиона квадратных метров миллион введен в нашем городе. Но, если остановится оформление земельных участков, кто будет нести за это ответственность? Ведь потом напишут, что из-за коррумпированных чиновников мэрии строители не могут сдать миллион квадратов. Но мы уже четыре года по миллиону сдаем! Может быть, напротив, коррумпированная система там, где сдают меньше жилья?

Единственный способ сдерживать рост цен - это больше строить. Иначе начнутся спекуляции: на рынке возникнет дефицит при растущем спросе. Кто в этом будет виноват?

То есть действительно могут возникнуть проблемы с выделением земли застройщикам?

Александр Высокинский: Они возникнут не только в отношении застройщиков. Решений, связанных непосредственно со стройкой, от силы процентов 20. Остальное - межевание территорий жилых домов, оформление частных гаражей, садов и огородов, оформление по дачной амнистии. То есть частных дел граждан в несколько раз больше, чем вопросов, связанных с многоэтажной застройкой. Формально нам беспокоиться не о чем: передали полномочия и все. Но мы понимаем, что граждане со своими вопросами все равно придут к нам.

Вы всегда подчеркивали принадлежность к команде. Но это в общественном мнении имеет не только свои плюсы, но и минусы.

Александр Высокинский: Я действительно горд тем, что представляю команду, работающую с начала 90-х. В ней были не только те, кто пришел с Чернецким, но и сотрудники горисполкома еще с советских времен. Мы достигли тех показателей, которые ставили перед собой. Но при этом в СМИ почти не прекращается кампания шельмования городской администрации: нас обвиняют в коррупции и других грехах. Заметьте: только за прошлый год было 5 тысяч проверок - не приходил разве только атомнадзор. У нас открытая позиция: давайте проверять, разбираться. Команда постоянно обновляется, происходит внутренняя ротация кадров. Да, иногда мы высказываемся довольно резко, если видим, что кто-то своими действиями пытается сделать городу зло.

Я считаю, что команда значительно лучше, чем ее отсутствие. В начале 90-х все приходили во власть в одиночку, на двух условиях: лишь бы не коммунист и лишь бы кого-нибудь ругал. Чем это закончилось? Разрушили великую страну. Все, кто был тогда у власти, теперь просто очень богатые люди. И команды у них как не было, так и нет - по сей день оппозиция между собой договориться не может.

Иногда и к нам приходят такие "специалисты", якобы готовые руководить городским хозяйством. Welcome! Если вы представляете, что у нас ежедневно производится 8 тысяч транзакций, 100 тысяч пассажиров перевозятся общественным транспортом, 700 тысяч кубометров воды закачиваются в город и столько же образуется стоков… Это на площади хорошо поговорить. Но неужели у нас не выработалось иммунитета с 90-х годов? Наверное, у горадминистрации есть ошибки. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. И мы стараемся их исправлять.