В прошлом году благодаря господдержке и повторившейся засухе, также послужившей побудительным мотивом, в регионе было застраховано 166 тысяч гектаров или 8,5 процента от общей площади посевов. Договоры страхования заключили 32 предприятия. Согласно закону, на возмещение половины страховых премий было направлено 46,8 миллиона бюджетных рублей, в том числе 8,4 миллиона - из областной казны.
На конец января страховое возмещение ущерба от прошлогодней засухи на сумму 16,4 миллиона рублей получили лишь 18 хозяйств региона. Сегодня выплаты приблизились к 30 миллионам рублей. Но и это лишь треть причитающейся селянам суммы. Одна из страховых компаний, с которой заключили договоры восемь хозяйств, перестала существовать, не выплатив ни рубля. Другая никуда не исчезла, но продолжает вместо выплат кормить обещаниями три агропредприятия - между прочим, внесшие в счет договоров 3,3 миллиона рублей, из которых половину составляет бюджетная субсидия. Так есть ли смысл страховать посевы, задаются вопросом хлеборобы?
Чтобы защитить селян и бюджет от недобросовестных страховщиков, с 1 января 2013 года введено требование обязательного членства страховой компании в профильном объединении. Впрочем, как показывает опыт упомянутых выше трех хозяйств, это еще не гарантирует выплаты компенсаций. Также в течение года страховые компании должны сформировать фонд компенсационных выплат, предназначенный для возмещения ущерба страхователям в случае неплатежеспособности одного из страховщиков. Фонд должен быть сформирован до 1 января 2014 года - к тому моменту, когда вступит в силу статья 10 "О компенсационных выплатах" Федерального закона. Кроме того, правительство РФ утвердило новые правила предоставления господдержки на агрострахование. Они предусматривают не только субсидирование страхования посевов, но и поддержку страхования сельскохозяйственных животных.
Федеральная программа господдержки сельхозпроизводителей на 2012-2020 годы обуславливает предоставление таких мер: склонить консервативных крестьян страховать риски другими способами не получается без малого десятилетие. Кроме того, страховые выплаты снизят нагрузку на бюджет, ежегодно выделяющий миллиарды на компенсацию убытков пострадавшим от климатических катаклизмов сельхозпредприятиям.
Однако специалисты в области сельского хозяйства, в том числе челябинские, считают эту вроде бы очевидную меру преждевременной. Дело даже не в том, что у многих хозяйств не найдется средств на уплату страховых премий. Нет сомнений, что крестьян в итоге удастся заставить раскошелиться. Но, пока государство не научится контролировать исполнение обязательств компаниями-страховщиками, эта мера лишь зафиксирует нецивилизованный характер рынка агрострахования и увеличит финансовую нагрузку на сельхозпредприятия.