Как рассказал на заседании комитета по аграрной политике облдумы депутат, директор агрокомплекса из Куртамышского района Анатолий Сорокин, в его хозяйстве оштрафовали трех водителей - на тысячу рублей каждого, доставлявших на КамАЗах удобрения. Между тем, по мнению директора, это не коммерческие перевозки, при которых транспорт обязательно должен быть оборудован контрольными устройствами.
По мнению многих аграриев, в законодательстве по этому вопросу полно противоречий. В уставах большинства сельхозпредприятий указаны такие виды деятельности, как производство зерна, мяса, молока, но никак не оказание транспортных услуг с извлечением прибыли. Кроме того, многие хозяйства давно обзавелись другими контрольными приборами, к примеру навигаторам ГЛОНАСС, заплатив за них немалые деньги. Теперь же их заставляют покупать новые аппараты, в значительной степени дублирующие функции имеющихся.
Начальник отдела технической политики и охраны труда департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области Игорь Ворокосов сообщил, что в феврале чиновники делали запрос в управление ГИБДД и получили ответ, гласивший: на транспортные средства, которые не перевозят коммерческие грузы, установка тахографов не требуется. Но приказ минтранса, вступивший в силу с 1 апреля, диктует другие правила. При этом понятно, что в короткий срок оснастить тахографами 2 668 грузовиков, 385 бензовозов и 93 автобуса (именно таким количеством техники располагают сельхозпредприятия региона) не удастся.
Во-первых, к установке тахографов в Курганской области минтрансом допущено восемь организаций, семь из которых находятся в Кургане, а одна - в Шадринске. То есть со всех районов машины надо гнать в один из этих городов, и то не факт, что с установкой приборов успеют в срок:
- Я поинтересовался в одной из компаний, сколько машин они могут переоборудовать в день, - рассказывает Игорь Ворокосов. - Отвечают: две. При таких темпах на установку тахографов только на автомобили сельхозпредприятий потребуется десять месяцев. А кроме них ведь есть и другие транспортные средства.
Во-вторых, не все хозяйства располагают средствами на установку приборов. Кстати, по данным департамента, более 80 процентов автопарка сельхозпредприятий выработало срок амортизации. Возраст машин - 10-15 лет, и красная цена им - 50 тысяч рублей. А тахограф стоит 48 тысяч. Кстати, чтобы оборудовать приборами весь парк сельхозпредприятий, по расчетам экономистов, понадобится 150 миллионов рублей.
Кроме того, выяснилось, что к массовой установке приборов оказались не готовы и их производители. Как пояснил заместитель начальника управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Андрей Пушкин, минтранс предъявил очень серьезные требования к устройствам. Чтобы перестроить под них производство, тоже нужно время. По предварительной информации, тахографы должны поступить в дилерскую сеть примерно в середине мая.
Вместе с тем специалист разъяснил, что приборы ГЛОНАСС и тахографы имеют разные функции. По закону о безопасности дорожного движения, юридические лица и ИП, чья деятельность связана с эксплуатацией автотранспорта, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. С этой позиции сельхозтранспорт подпадает под это требование. Аграрии не согласны и собираются обратиться в профильное министерство, а если там не защитят, решать спорный вопрос через суд. Но пока просят дать им время, чтобы спокойно провести посевную и уборочную.
По данным УГИБДД УМВД России по Курганской области, только с 1 по 5 апреля автоинспекторы оштрафовали за отсутствие тахографов 20 водителей. Заместитель начальника ведомства Георгий Алешков напомнил, что все обязаны исполнять закон. Тем более что поэтапное оборудование транспорта такого рода устройствами идет с конца 90-х годов: ничего неожиданного сегодня не происходит. Кстати, с установкой тахографов на автобусах проблем в регионе нет. Как сообщил начальник отдела транспорта департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Яков Грачев, на 118 межмуниципальных маршрутах задействовано около 200 машин, 90 процентов из них уже оснащены такими приборами. Правда, они старого образца - не соответствуют новым требованиям минтранса, но могут эксплуатироваться до очередной проверки или до 1 апреля 2015 года.
Справка "РГ"
С 1 апреля по приказу Минтранса РФ № 36 от 13 февраля 2013 года тахографы должны быть установлены во всех автобусах, имеющих более восьми пассажирских мест, а также в грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны. Исключение составляют автобусы, длина маршрута которых не превышает 50 километров. Штраф за управление транспортом без этого прибора, а также с неработающим либо установленным с нарушениями, составляет 1-3 тысячи рублей для водителя и 5-10 тысяч - для должностного лица. Если тахограф исправен, но выявлены нарушения режима труда и отдыха или нарушение скоростного режима, водителя также могут оштрафовать.