Свердловские власти научат муниципалитеты зарабатывать

21 апреля в России впервые будут отмечать День местного самоуправления. В Свердловской области к этому празднику приурочили целый ряд мероприятий. Так, администрация Екатеринбурга презентовала Белую книгу местного самоуправления. В ней проанализирован опыт становления этого уровня власти в России, в том числе наработки самого Екатеринбурга, исследованы основные проблемы и тенденции муниципального развития в регионе.

О проблемах шла речь и на научно-практической конференции. Главная, по мнению ее участников, беда муниципалитетов - финансовая. Этот вопрос обсуждается уже два десятка лет, и в 1998-м Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, которая гласит, что органы МСУ должны обладать достаточными собственными финансовыми ресурсами, соразмерными их полномочиям. Однако все эти годы не только депрессивные территории, но и вполне богатые муниципалитеты испытывают дефицит средств. При этом растет перечень госполномочий, передаваемых на местный уровень: как отметил  возглавляющий Совет муниципальных образований Свердловской области мэр Каменска-Уральского Михаил Астахов, начиная с 2003 года ни одно из них не подкреплено финансово.

Ситуация парадоксальная: бюджетное законодательство сегодня таково, что местное самоуправление, являющееся, согласно той же Хартии, одной из основ любого демократического строя, на собственные деньги зачастую не может даже содержать аппарат. Так, по словам министра финансов региона Галины Кулаченко, от 53 процентов муниципалитетов Среднего Урала поступает лишь 4,7 процента доходов облбюджета. В то же время 52 процента налоговых и неналоговых доходов обеспечивает Екатеринбург, девять - Нижний Тагил.

Неравномерность экономического развития компенсируется путем выравнивания бюджетной обеспеченности. При этом дотации получают абсолютно все - просто сначала львиная доля денег с территорий, где они зарабатываются, уходит в вышестоящие бюджеты, затем оттуда что-то перепадает муниципалитетам. В том же Каменске-Уральском в год собирается 8,5 миллиарда рублей налогов. При этом бюджет города - 3 миллиарда - не наполнить без областной поддержки. И, несмотря на призывы к увеличению собственной доходной базы, подобное соотношение не создает стимулов для роста местной экономики.

- Нет связи между развитием производства и муниципального образования: порой в городе есть крупные предприятия, а муниципалитет бедный. Местное самоуправление не заинтересовано в развитии этих предприятий, - констатирует заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики УрГЭУ Евгений Анимица.

Для повышения самостоятельности и эффективности работы местных администраций областные власти внедряют программно-целевой метод: определив цель и цену ее достижения, финансируют не по смете, а по факту оказания конкретных услуг. Схема сейчас обкатывается в десяти пилотных муниципалитетах, затем опыт распространят на все территории.

Кроме того, в области есть специальный фонд, из которого поощряются муниципальные образования, увеличивающие свои доходы. В ряде случаев дотации заменяют на нормативы, что также позволяет городам получать дополнительные деньги. Правда, выражаются эти суммы максимум в сотнях миллионов рублей на всю область.

С 2014 года поощрять станут и за привлечение инвестиций, при этом инфраструктура в муниципалитетах будет строиться за счет областного бюджета. Это обнадеживает. Как заявили сами муниципалы: "Немного терпения - и мы вырулим".