Нужно вести мониторинг развития ситуации, пояснил он, чтобы вовремя предотвратить негативный сценарий, подобный кипрскому. Эксперты "РГ" cчитают, что в первую очередь надо оценивать ситуацию в банках. Сейчас самое время посмотреть, где могут разгореться "новые Кипры", поясняет советник Института современного развития Никита Масленников. История с островом - во многом исключительная. Но "рвануть" может в любой периферийной стране ЕС.
В Испании безработица среди молодежи перевалила за 40 процентов, в Италии нет работоспособного правительства, в Португалии Конституционный суд страны заблокировал недавно разработанные кабинетом министров меры по выходу из кризиса, перечисляет проблемные точки Масленников. Странам может потребоваться помощь, они побегут за ней в Еврогруппу и Европейский центробанк. А особенно после Кипра это может спровоцировать нервозность среди банковских вкладчиков, объясняет Масленников. Деньги уже потянулись потихоньку из таких государств в так называемые "страны ядра" - Германию, скандинавские государства, говорит Масленников. В мониторинге должна быть оценка рисков банковской системы, а один из признаков - всплески финансовых потоков, когда вкладчики из одних стран бегут в другие, рассуждает эксперт.
Если вспомнить, то все кризисы последнего времени начинались с банков, соглашается профессор кафедры фондового рынка и инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. Проведение мониторинга, полагает он, можно было бы поручить Совету по финансовой стабильности. Он бы стал координировать представление информации центробанками разных стран.
Европа, напоминает Масленников, вплотную приблизилась к формированию Банковского союза. Речь идет о создании единой системы банковского надзора в рамках всего ЕС. Но на вопросы, куда перемещаются деньги, надо смотреть шире, считает Масленников.
Все это вписывается и в другие уже продвигаемые инициативы Евросоюза и США, говорит Масленников. В Европе вводится директива по административному сотрудничеству в сфере налогообложения. Сотрудничество доводится до того, что налоговые чиновники одной страны могут быть уполномочены на участие в расследованиях на территории другой страны ЕС. В США запускается закон, по которому власти получают информацию о зарубежных счетах. Теперь эти инициативы могут быть еще и состыкованы между собой, положены в основу международных стандартов раскрытия информации, продолжает собеседник "РГ". Но надо оценить, как будут соотноситься с европейскими и американскими правилами российские законы и интересы, говорит он.
Методы, которыми была решена проблема Кипра, показали, что мнение России в таких вопросах иногда учитывают мало, называет еще один момент Абрамов. Возможно, нашей стране надо активнее участвовать в выработке новых правил. Пока нам это удается не очень, да и возможностей для получения информации о своих налогоплательщиках не так уж много. "Сейчас в мире действует более 600 соглашений между налоговыми и финансовыми органами разных суверенных стран и офшорных государств об обмене информацией. Но у нас в этом плане позиции пока недостаточно сильные", - говорит Масленников.