18.04.2013 10:43
    Поделиться

    Вятская семья попросила "РГ" помочь уберечь детей от органов опеки

    Публикация в "РГ-Неделе" вдохновила мать на борьбу за сыновей и дочерей.

    Формально неблагополучная семья теперь может стать таковой и на деле.

    В бегах

    В этой истории "неформально" все. Начиная с самих отношений Алексея Иванова и Екатерины Рыковой (они, несмотря на наличие четверых детей, в том числе одного общего, официально семьей не являются) и заканчивая совершенно необычной историей их скитаний.

    По словам Алексея, "в бега" он со спутницей и детьми пустился из-за угроз в свой адрес со стороны бывшего работодателя, в отношении которого по заявлению Иванова возбудили уголовное дело, а суд, рассмотрев его, отправил бизнесмена на зону. Семью Ивановых-Рыковых взяли под госзащиту, поскольку пара опасалась мести со стороны предпринимателя. Но Алексея предупредили, что защита вряд ли поможет, если он останется в Кировской области. И в 2009 году, собрав нехитрый скарб, семья подалась на восток.

    За три года семья, тогда еще с тремя маленькими детьми (четвертый родился в 2012-м) побывала в нескольких регионах, останавливаясь в каждом в лучшем случае на несколько месяцев. Алексей подрабатывал чем мог - пилил дрова, трудился на временных подрядах. Тем и жили.

    Место, как говорит Алексей, меняли не по своей воле: лишь только семья начинала мало-помалу обосновываться, тут же являлись гонцы от предпринимателя с угрозами.

    "С возвращением!"

    В итоге Алексей и Екатерина купили квартиру в селе Боровка Котельничского района - того самого, откуда начали бегство три года назад. Но, прежде чем добраться до Боровки, они обратились за помощью в региональное отделение Детского фонда. О чем крайне теперь жалеют.

    С этого момента в их жизни наступила еще более черная полоса. Так как семье негде жить, нечем питаться и нет даже документов, которые были украдены в Москве, куда семья в прошлом году отправилась искать защиту в различных детских организациях, сотрудники отделения отправили их в центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

    Там в отношении вновь прибывших провели медобследование, которое показало, что у всех детей педикулез, а у младшего еще и бронхопневмония. Его отправили в инфекционную больницу, после чего родители ребенка больше не видели. Мальчика не просто отправили на лечение, а отобрали на основании приказа областного департамента образования. Его специалисты посчитали, что опасно оставлять ребенка у Екатерины и Алексея. А состоявшийся позже суд временно ограничил их в родительских правах.

    За помощью в "РГ"

    Но это было только начало. Поскольку семья попала в поле зрения органов опеки, за Рыковых-Ивановых взялись уже всерьез. Настолько, что управление опеки и попечительства Кирова по суду собирается забрать у них и остальных детей.

    Как показал акт обследования, квартира нуждается в ремонте, у детей нет своих кроватей (спят на печке). Вместо хлеба в доме блины. Еще набор овощей и солений, которые принесли родители Екатерины и Алексея - сами-то они не работают и дохода у них нет.

    Котельничский районный суд о временном ограничении родителей в правах на детей решение уже принял, теперь его должен подтвердить и областной. По словам Ларисы Зайцевой, специалиста по вопросам попечительства и опеки Котельничского района, лишь только решение вступит в законную силу, ей придется "изъять" остальных детей.

    Не дожидаясь этого, Алексей Иванов позвонил в нижегородский филиал "РГ": прочитав в "толстушке" от 4 апреля статью Альбины Макаровой "Провод как повод", он рассчитывает, что огласка, как и в нижегородском случае, поможет отстоять детей.

    "Странные" родители

    Дом на улице Молодежной в Боровке, где живут Рыковы-Ивановы, удалось найти сразу. Узнав, кого ищу и зачем, люди улыбались и пожимали плечами: "Странные они какие-то".

    - Пьют сильно?

    - Да нет, пьяными не видали.

    - Дети голодают, попрошайничают?

    - Не-е, дети как дети, не хуже других. Сыты, одеты, обуты...

    Это же подтвердили мне и в местной школе, где каждый из 50 учеников на виду. Здесь учится во втором классе и старший сын Екатерины Данила. "Учится на четыре и пять, мальчик любознательный, старательный. Не пропустил еще ни одного урока. А еще веселый и общительный - контакт с классом нашел сразу".

    Как рассказала директор боровской школы Галина Буркова, привела к ней Данилу в прошлом году мать:

    - Кроме имени, фамилии, возраста - и то со слов матери - никаких данных. Но ребенок учиться должен, взяли его во второй класс. Судя по результатам - не ошиблись. А ходил ли он в школу во время многочисленных переездов - сказать трудно.

    И еще одну характерную деталь рассказала классный руководитель Данилы Нина Шадрина:

    - Выдаем на какой-нибудь праздник сладости, так ведь сам не съест, все сестренкам унесет. Уж очень он их любит. И держатся они друг за друга настолько крепко, что редко увидишь в какой-либо семье...

    Забрать нельзя оставить

    ...В небольшой двухкомнатной квартирке "бедненько, но чистенько". И хорошо видно, что к приезду гостей здесь особо не готовились. Что эти насколько возможные при наличии троих детей чистота и порядок - обычное здесь явление. Что спиртное в доме - скорее всего, редкость. Что дети, хотя и не наряжены в кисейные платья и отглаженные костюмчики, на оборванцев тоже не похожи. И что не голодают.

    Младшая девочка в тот момент в своей кроватке играла яблоком наподобие мячика, и было видно, что оно ей совсем не в диковинку. Брат и сестра постарше о чем-то болтали на печке, и тоже было хорошо видно, что их ничуть не испугал приход неожиданного визитера.

    А с печки для "семейного" общего снимка им слазить было неохота, но они сразу спустились вниз, как только сказала мать, хотя в ее голосе не было и тени угрозы.

    И самое главное: несмотря на то что семья формально числится в комиссии по делам несовершеннолетних как неблагополучная, по жизни она благополучна вполне. По крайней мере на данный момент.

    Соседи в один голос говорят: не разрушайте семью, помогите отстоять детей. В той же Боровке, по их словам, есть семьи куда менее благополучные. Где и родители пьют, и дети действительно заброшены. Здесь этого нет. И разлучать детей с родителями и друг с другом нельзя категорически.

    С ними трудно не согласиться. Не с точки зрения "пожалеть" родителей, а с точки зрения благополучия детей. Им точно в приютах лучше не станет - даже в таком доме, как сейчас, комфортнее. Из казенного дома если и вернутся, никогда уже такими веселыми, спокойными и беззаботными дети не будут.

    И уж тем более нелепо отнимать даже у "странных" родителей благополучных детей, когда государство пытается воспитанникам детдомов найти хотя бы приемных родителей. Наверное, было бы правильнее не "добивать" семью, а помочь взрослым разобраться с запутанными финансовыми и прочими делами, чтобы они смогли начать нормальную жизнь. Без оглядки на дверь.

    Комментарий

    Дмитрий Шубин, прокурор Котельничского района:

    - Несколько лет назад, когда расследовалось уголовное дело, Алексей Иванов действительно находился под защитой. Но вряд ли можно говорить о том, что потом в течение нескольких лет, когда человек был осужден, оставалась реальная угроза жизни этой семье. Решение об ограничении родителей в правах было вынесено из-за того, что в доме антисанитарные условия, родители нигде не работают. И в таких условиях воспитание детей проблематично. Но Иванова и Рыкову не лишают родительских прав. Им дается время, чтобы привести дела в порядок и устранить выявленные нарушения.

    Поделиться