Качество снимков потрясает. На некоторых из них можно разглядеть, как дым валит из трубы и тень от кустов ложится на землю. Все стратегические объекты того времени: заводы, мосты, кремль - как на ладони.
Эти снимки уже ни для кого не секрет, их можно найти в интернете на многих сайтах. Однако до сих пор остается загадкой, зачем фашисты проводили разведочную фотосессию дважды и кто помог им сориентироваться на оборонных заводах.
Завод в деталях
- Эти кадры может увидеть теперь каждый посетитель нашего Мемориала, но, когда я читал лекцию на эту тему казанским наркополицейским и предложил посмотреть фото с большого экрана, они заволновались, - рассказывает заведующий музеем-мемориалом ВОВ в Казанском кремле Михаил Черепанов. - Это же секретные карты! Некоторые заводы до сих пор являются закрытыми объектами, но наши противники еще в 1942-1943 годах знали, в каком цехе что производится. Вопросов не возникло бы, если бы разведчики снимали все подряд, но они летели к заранее запланированной цели, снимали только то, что представляло интерес в стратегическом плане.
На снимках есть казанский пороховой завод, который расположен в черте города. Если бы его разбомбили, фашисты уничтожили бы не только крупнейшее в нашей стране предприятие такого рода, но и немало мирных жителей. Это было бы повторением трагедии 1917 года, когда небрежность караульного, бросившего окурок на станции "Пороховая", привела к катастрофе. Пороховой завод и окрестности горели на протяжении 10 дней, были человеческие жертвы. Снаряды бросало как во время бомбежки. Те, что не взорвались, дают знать о себе до сих пор. Их периодически находят в Кировском районе Казани, где и стоит завод.
На другом снимке фашистских авиаразведчиков - авиационный завод с самолетами на взлетной полосе.
- Они точно знали, в каком цехе собирают бомбардировщики, где хранятся боеприпасы, а где горючее, все подписано, - говорит Михаил Черепанов. - И это уже не авиаразведка, а дело рук шпионов, работающих на самом предприятии. Кто передавал сведения, нам до сих пор не известно. Это лишний раз доказывает, что мы всегда недооценивали вражескую разведку.
Специалисты в обмен на танки
Директор музея УФСБ РФ по РТ подполковник в отставке Ровель Кашапов придерживается такой версии:
- О том, что собой представляет Казань, Германия знала еще в 30-е годы. На территории современного танкового училища с 1923 по 1933 год базировались секретные танковые курсы, где в соответствии с тайным соглашением готовили офицеров танковых войск - 12 человек с нашей стороны и столько же с немецкой. В секретной переписке они значились как курсы "КАМА".
По этому договору немцы обязались поставить СССР современную танковую технику, преподавателей и инженеров, а мы - помещение, площади и персонал. И как только Гитлер пришел к власти, эти курсы прикрыли. Однако на протяжении нескольких лет немецкие курсанты в свободное время знакомились с городом, и, как вы понимаете, не с достопримечательностями, а с важными стратегическими объектами. Нам известно, что некоторые курсанты по своей инициативе съездили в Горький, Свердловск, Сталинград и Челябинск, где шло строительство заводов по производству автомобилей, тракторов и танков. Кроме того, во время пребывания в СССР немецкие курсанты встречались с мусульманским духовенством, интересовались обстановкой в религиозной среде.
Вся информация передавалась военному атташе посольства Германии в Москве полковнику Кестрингу - профессиональному военному разведчику. Для встречи с курсантами он периодически приезжал в Казань. За ним следили спецслужбы, чекисты установили связи Кестринга с курсантами.
Диверсанты в тылу
- Вполне объяснимо, зачем авиаразведывательная группа летала в Казань в июле 1942 года, когда фашисты еще могли организовать авианалет своих бомбардировщиков, - рассуждает Михаил Черепанов. - Но зачем им нужно было лететь сюда в августе 43-го, когда их уже отбросили за Харьков? Зачем, спрашивается, рисковать самолетами и снова фотографировать далекую Казань? Мне кажется, если Гитлер знал, где делают моторы для Пе-2 и Пе-8, то для него наверняка не был секретом факт, что здесь, в глубоком тылу, ученые СССР работают над атомным, а точнее, урановым, проектом.
Ровель Кашапов говорит, что, несмотря на это, противник продолжал вести диверсионную деятельность:
- Данные авиаразведки использовали для того, чтобы ориентировать диверсантов. Группы сбрасывали на парашютах в разные регионы нашей страны. Каждая из них имела на вооружении пистолеты, взрывчатку и радиостанцию. К примеру, группа Фурманова и Смирнова была сброшена в районе Алатыря в Чувашии. Они должны были подорвать казанский авиационный и пороховой заводы и провести визуальную разведку продвижения наших войск по железнодорожной ветке. К счастью, чекисты вовремя их обезвредили и даже перевербовали. Через них велась радиоигра с противником, во время которой мы отправляли дезинформацию.
Самый засекреченный в советские годы генеральный конструктор всесоюзного масштаба Ильдус Мостюков, удостоенный звания Героя Социалистического Труда за создание единой общевойсковой радиолокационной системы государственного опознавания "свой-чужой", считает, что фашисты проявляли к Казани особый интерес:
- Во время войны наш город стал одним из базовых центров страны по обеспечению фронта всем необходимым, начиная от боеприпасов, обмундирования, пороха и заканчивая самолетами. Поэтому вывести из строя казанский потенциал промышленности было бы большим успехом для фашистов. Но тут возникает вопрос, почему съемка велась, когда немцы отступали, ведь было понятно, что они проигрывают? Мне кажется, фашистам это нужно было прежде всего в диверсионных целях, однако следует помнить, что в годы войны в Казани находились умы Советского Союза - Академия наук СССР. Здесь работали Королев, Туполев и многие другие ученые, которые занимались не только разработкой текущих задач для обороны, но и перспективных - по ракетостроению и, что очень важно, ядерной тематике. Фашисты могли об этом знать, и это имело для них огромное значение.