Заветная прописка добралась и до мест не столь отдаленных. Теперь гражданин начальник должен будет в течение 10 дней направить в миграционную службу бумаги на вновь прибывшего арестанта. А там проставят, где надо, штампик регистрации. Такую процедуру вводят поправки в постановление правительства, предлагаемые минюстом.
Напомним, в этом году вступил в силу закон, впервые вводящий в тюрьмах прописку - будем называть вещи привычными именами. До сих пор люди за решеткой сидели без всякой регистрации, словно какие-то нелегальные мигранты. Прописан в Тамбове (Воронеже, Чите, далее по карте), а ночует в столичной "Бутырке" - обычная история. Но с точки зрения миграционного учета граждан - полный непорядок.
Теперь, согласно закону, казенный дом считается местом пребывания - наряду, скажем, с больницей, гостиницей, турбазой, съемной квартирой и тому подобное. Поэтому начальнику, как говорится, все штампы в руки.
В советские годы прописка была культовой вещью. Поэтому любые новости, связанные с ней, всегда вызывают самые живые ассоциации. Хотя по сути для арестанта мало что изменится. Вряд ли приезжим постояльцам "Бутырки" или "Матросской Тишины" будут выдавать на руки паспорта с московской пропиской. Да нет, точно не будут. Лучше столичное "гражданство" получать другим путем. Более того, в законе и проекте постановления правительства говорится о прописке арестантов, которые прибыли в тюрьму, не имея прописки как таковой. То есть о тех, кто нигде в списках не значится. Получается, речь о тех, кто до ареста был бомжом? Когда проект обсуждался, специалисты говорили, что речь может идти и о временной регистрации. По ней многие живут и на воле. А во многих гостиницах и санаториях она оформляется чуть ли не автоматически.
Напомним, сегодня в Госдуме рассматривается законопроект, предлагающий более строгий контроль за пропиской. Если рассуждать в теории, в случае принятия новых положений, в числе нарушителей могут оказаться и арестанты. Будут ли их штрафовать и наказывать за это? Посмотрим. Маловероятно, конечно. Но ведь они и вправду, переезжая этапом с места на место, меньше всего думают об оформлении регистрации.
Не исключено, что в перспективе будет разработан какой-то механизм, позволяющий арестованному выписываться из квартиры и прописываться в тюрьме. В советские годы прописки осужденных лишали автоматом, что было невосполнимой утратой. Ведь де юре и на воле жилье считалось казенным, человек в нем только жил, а хозяином было государство. Сейчас жилье может быть и частным. Но выписаться из него при переезде бывает даже выгодно: дом никуда не денется, зато на каких-то коммунальных платежах можно будет сэкономить. А когда человек вернется, пропишется обратно.
Также минюст предлагает внести поправки в закон о миграционном учете иностранцев. Казенный дом будет обязан в течение семи рабочих дней после поступления иностранца-арестанта направлять документы в миграционную службу. Таким образом, ФМС будет иметь точную информацию, сколько легальных и нелегальных мигрантов находится в наших местах не столь отдаленных.
Еще один законопроект предлагает детализировать некоторые вопросы, связанные с религией. Право верить нельзя отнимать даже у преступника. Как сказано в проекте, "к осужденным... по их просьбе для совершения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч приглашаются священнослужители официально зарегистрированных религиозных организаций (далее - священнослужители религиозных организаций) по выбору осужденных". Предполагается установить и перечень религиозных предметов, которые арестантам разрешено держать при себе. Осужденные получат право и на личные встречи со священниками без посторонних ушей. Длительность такой встречи может быть до двух часов. Условия как и при беседе с адвокатом: администрация сможет видеть, не должна слышать. Пригласить священника можно будет и в штрафной изолятор.
Проект закона о прописке арестантов. Пояснительная записка.
Поправки в закон о миграционном учете иностранцев. Проект постановления о миграционном учете иностранцев.