18.04.2013 23:40
    Поделиться

    Эльвира Набиуллина: Центробанк может влиять на экономический рост

    Эльвира Набиуллина уверена, что экономика может расти быстрее
    Российская экономика растет медленнее, чем могла бы, считает помощник президента Эльвира Набиуллина. По ее подсчетам, нам вполне под силу темпы роста на уровне 3-4 процентов в год.

    А Центробанк должен учитывать тенденции в экономике при принятии решений в области денежно-кредитной политики, сказала Набиуллина журналистам. Уже в июне этого года она займет кресло председателя ЦБ. Сейчас все гадают, как изменится с ее приходом политика ЦБ, многие ждут в этом плане смягчения. И уже предсказывают, что к осени ЦБ начнет снижать ставки. Эксперты "РГ" прогнозируют, что для поддержания роста упор будет сделан на другие инструменты.

    Правда, надо признать, пока оценки Набиуллиной по возможным темпам роста расходятся с мнением представителей ведомства, куда она перейдет вскоре на работу. Экономика находится на грани возможностей - мощности близки к загрузке, безработица находится на низком уровне, говорили раньше представители ЦБ. И если при этом включить денежные "рычаги", ничего хорошего не получится - только инфляция раскрутится. Такие оценки, уточнила Набиуллина, были верны для конца прошлого года. Сейчас ситуация изменилась. Инфляция снижается. Безработица, напротив, начала немного расти. Да и не факт, что уровень безработицы в 5,4 процента - это предел для России, могло бы быть и меньше.

    Причем потенциал по росту экономики до 3-4 процентов, пояснила помощник президента, существует даже при нынешнем состоянии институтов и неувеличивающихся ценах на нефть.

    Но для этого, признала она, нужно задействовать стимулирующие меры. Возможно, по поддержке внутреннего спроса. О чем именно может идти при этом речь, Набиуллина не уточнила. Глава минэкономразвития Андрей Белоусов недавно говорил, что стимулирующие меры будут обсуждаться вскоре на совещании у президента. Министерство снизило прогноз по экономике с 3,6 до 2,4 процента, но Белоусов предупредил: к концу года есть риски рецессии.

    Как впишется в планы по ускорению роста политика ЦБ? У него, подчеркнула Набиуллина, свои приоритеты: контроль над инфляцией, поддержание финансовой стабильности. "Должен ли ЦБ учитывать тенденции экономического роста, принимая решения в области денежно-кредитной политики? Я считаю, что да", - сказала она. Но тут же уточнила, что против подогрева экономического роста ценой инфляции.

    Просто снижение ставки рефинансирования сейчас ничего не даст, говорит главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. В то же время в низких темпах роста виноваты не только институты, но и проблемы в макроэкономике, говорит главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. Дело в том, что таргетируя инфляцию, ЦБ сейчас не учитывает особенности России как сырьевой страны, поясняет он. К примеру, из-за снижения цен на нефть падает курс рубля, это приводит к росту инфляции, в том числе из-за большого количества импортных товаров. Действуя в нынешней логике, ЦБ при повышении инфляции должен увеличивать ставку. Но это будет приводить к усугублению ситуации. К тому же инфляция сильно зависит еще и от цен естественных монополий, на установление которых ЦБ никак не влияет, напоминает Миронов.

    В России, как в стране, чья экономика сильно зависит от внешней конъюнктуры, ЦБ, принимая решение о ставке, должен ориентироваться не на потребительские цены, а на другой индикатор, предлагает эксперт. Например, на цены внутренних производителей. Для этого надо будет перестроить работу Росстата, обязать статистиков собирать такие данные на предприятиях, продолжает эксперт. Такую работу, полагает Миронов, вполне можно провернуть в течение полугода. Но в дальнейшем надо вменить ЦБ в обязанность отвечать не только за инфляцию, но и уровень безработицы и экономический рост, полагает собеседник "РГ". Но при этом сохранить самостоятельность регулятора, чтобы никто не навязывал ему, как именно поддерживать рост.

    Политика ЦБ в области ставок вполне адекватна, считает исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев. Проблема с доступом к деньгам не в этом. "Надо расширять перечень инструментов рефинансирования, ввести послабления по залогам при его обеспечении, - предлагает Мурычев. - Есть смысл смягчить требования по кредитам, выдаваемым под госгарантии, пересмотреть перечень стратегических предприятий, для которых действует система госгарантий. Возможно, пойти на рефинансирование банков со стороны ЦБ на срок больше года". Но только раздачей кредитов экономику сейчас не ускоришь, предупреждает Мурычев: "Запрос на деньги резко упал со стороны промышленности. Цены на нефть хотя и на высоких уровнях, но снизились, прогнозы ухудшаются, а все это сильно прессует бизнес", нет мотивации для развития ненефтяных секторов, малый бизнес из-за увеличения налоговой нагрузки сворачивает свою деятельность, в этом направлении и должны предприниматься шаги правительством, перечисляет он.

    Миронов считает, что для разогрева внутреннего спроса можно было бы использовать меры наподобие тех, что применялись во время кризиса - например, по покупке отечественных автомобилей. Но распространить их действие дополнительно на сельскохозяйственную, бытовую технику. "Это поддержало бы российских промышленников - после вступления России в ВТО импорт растет, цены на него падают", - объясняет Миронов. Еще один плюс: такие меры поддержки мало коррупционные. "Деньги идут в руки потребителя. Здесь трудно украсть в отличие от инвестпроектов, на которых разворовывается до 20 процентов средств", - иронизирует эксперт.

    Поделиться