ФСТ взяла время на раздумье по поводу объединения ведомства с ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет объединиться с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), чтобы более эффективно контролировать монополии.

О том, что кабмин обсуждает возможность объединения двух регулирующих служб в единый орган, журналистам вчера рассказал глава ФАС Игорь Артемьев. Идея, пояснил он, соответствует стратегии правительства по созданию укрупненных регуляторов.

В Федеральной службе по тарифам "РГ" заявили, что ведомство выступает за оптимизацию и дальнейшее совершенствование механизмов госрегулирования естественных монополий и инфраструктурного сектора. Но окончательной позиции по поводу объединения у ведомства пока нет. Инициативы и предложения, касающиеся слияния с ФАС, озвучивались на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова, была рекомендация обсудить этот вопрос с экспертным сообществом, отметили в службе. В том числе и на площадке Открытого правительства. Во всех этих обсуждениях ФСТ планирует участвовать.

Эксперты по-разному оценивают перспективу создания единого регулятора. Профессор кафедры институциональной экономики НИУ "Высшая школа экономики" Светлана Авдашева напоминает, что основные угрозы для конкуренции, за развитие которой отвечает ФАС, исходят из отраслей, известных как отрасли естественных монополий. Именно их регулирует ФСТ. С одной стороны, было бы логично, если бы обе службы объединили усилия. С другой - есть и аргументы "против". "В первую очередь это разница в инструментах, которые применяют ФСТ и ФАС, - поясняет Авдашева. - Регулирование, которым занимается ФСТ, выражается в предписаниях, что конкретно должна делать компания. ФАС же контролирует соблюдение закона о защите конкуренции. Это разные методы. У противников объединения есть опасения, что в результате произойдет смешение этих методов. То есть на конкурентных рынках будет использоваться регулирование, а в отраслях естественных монополий оно, наоборот, ослабнет. И то и другое - неверно". К тому же в мире эти службы в основном существуют порознь, добавляет эксперт.

Вице-президент "Деловой России" Николай Остарков говорит, что отдать тарифы под присмотр ФАС было бы правильно. Решение вопросов конкуренции в отрыве от ценовой политики - невозможно, уверен он. Однако замечает, что ФАС в этом случае может превратиться в слишком громоздкую структуру, у которой могут возникнуть проблемы с управлением.

Похожая точка зрения у советника Института современного развития Никиты Масленникова. "Потенциал ФАС реализован еще не в полной мере. И сейчас нет смысла что-то реорганизовывать. Тем более что подобные начинания в российской практике только ухудшают ситуацию", - констатирует он.

Сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка полагает, что все будет зависеть от того, какие задачи будут стоять перед новой структурой. По его мнению, усилия единого регулятора стоило бы сконцентрировать на защите потребителей услуг монополий. "Граждане, малый, средний бизнес и даже крупные компании не могут противостоять монополиям. Им в помощь нужен сильный государственный защитник, - поясняет он. - Одновременно с этим можно было бы сократить объем действий предпринимателей, которые подпадают под надзор антимонопольной службы. В этом случае новая структура сфокусировалась бы на решении главной проблемы, но была бы избавлена от обязанности осуществлять мелкий избыточный контроль".