Американские комментаторы, избегая выводов, заговорили о возможном "рукотворном" характере взрыва и на заводе в Весте. Расследование до сих пор не установило, что стало причиной пожара, от которого сдетонировали емкости с аммиаком. Тем не менее, формулировка "преступный замысел" уже прозвучала.
Как и в случае с Бостоном, наряду с традиционной версией о причастности к событиям в Весте членов "Аль-Каиды", изучается возможная причастность к трагедиям ультраправых группировок. В частности, эксперты заметили, что пожар и последующий взрыв на заводе по производству минеральных удобрений, произошли через несколько часов после заявления президента Барака Обамы о его готовности, несмотря на отказ Конгресса, продолжить борьбу за закон, ограничивающий продажу огнестрельного оружия.
Комментаторы также вспоминают об отправленных на этой неделе одному из сенаторов и президенту США письмах, содержащих яд рицин. Эти послания были перехвачены службами безопасности, а их отправитель впоследствии арестован. Хотя прямой связи между событиями в Бостоне и Весте с "рициновым делом" не просматривается, очевидно, что в американском обществе происходит заметный рост экстремистских настроений. В этой связи можно вспомнить бойню, которую 14 декабря прошлого года устроил 20-тилетний Адам Ланц в начальной школе Ньютауна. Она унесла жизни 26 человек, большинство которых были дети. Или события января, когда произошла перестрелка в колледже под Хьюстоном. Тогда ранения получили четыре человека.
Американские эксперты размышляют о причинах, которые провоцируют в обществе рост экстремистских настроений. Открытым остается вопрос о том, насколько адекватно спецслужбы США оценивают опасность, исходящую от ультраправых? Не слишком ли много времени и средств было затрачено Белым домом на борьбу с внешними угрозами в ущерб борьбе с доморощенными экстремистами?
Но объяснять всплеск внутреннего экстремизма только экономическими неурядицами, которые испытывали последние годы США, и вызвавшими раскол в обществе инициативами первого чернокожего президента Америки, выглядит слишком упрощенным подходом. Предложенные Обамой реформы миграционного законодательства, здравоохранения и продажи оружия вряд ли пришлись по душе ультраправым организациям. Но все же, предположу, что кроме внутренних причин для их недовольства, сформировались не менее, а возможно и более важные внешние обстоятельства, которые "сорвали крышку с котла".
К внешним причинам я отношу, прежде всего, неспособность Америки и дальше оставаться единственным лидером в сфере экономики и геополитики, ее заметное ослабление в качестве некогда главной мирообразующей державы. Согласно данным, которые приводят различные исследовательские институты, в гонке экономик Новый свет все чаще проигрывает по темпам развития Китаю, который уверенно движется к первому месту по размерам ВВП. Наращивая расходы на оборону, Америка, тем не менее, не чувствует себя защищенной от внешних угроз, а ее геополитический вес неуклонно снижается.
Ответственность за эту "катастрофическую деградацию" США, по мнению ультраправых, несет Обама. Взрывы на бостонском марафоне и предположительно "рукотворный" характер пожара на заводе в Весте были призваны продемонстрировать американскому президенту, что ему не стоит переходить "черту". И существуют жители США, которые намерены сопротивляться его инициативам не только у избирательных урн.
Возможно, поэтому, выступая в Бостоне на траурном мероприятии, посвященном памяти жертв теракта, кроме призывов к нации сплотиться перед лицом терроризма, Обама говорил о необходимости проявлять стойкость - "на мгновение нас сбили с ног, но мы быстро поднимемся. Мы будем и дальше двигаться вперед и закончим гонку". И это был достойный ответ тем, кто с помощью внутреннего террора рассчитывает повернуть историю вспять.