Новости

Тем, кто ждет посылки из-за границы, придется набраться терпения месяца на два
В Москве может появиться большой почтовый узел - хабб - для решения проблемы с заторами посылок из-за рубежа, сообщили "РГ" в Россвязи.

А ведь еще в январе глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов предупреждал, что интернет-торговля - это проблема, которую многие пока недооценивают. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" (опубликовано 25 января 2013 года) Бельянинов говорил, что за прошлый год неуправляемая и нерегулируемая "отрасль" выросла в разы. "На этот год прогноз еще более настораживающий, - сообщил глава ФТС. - Поэтому здесь необходимы системные меры. Мы готовы их предложить. Делать вид, что ничего не происходит, больше нельзя".

Первой не выдержала такого нажима интернет-торговли система доставки. В московских аэропортах уже второй раз в этом месяце приостанавливают прием посылок из-за рубежа, в которых лежат заказанные россиянами товары по цене в 2-3 раза меньше, чем в России. Дефицит складских помещений.

И ждать их, похоже, придется долго. В последние дни вал жалоб на доставку из-за рубежа, конечно, снизился, завалы, которые неделю назад составляли до 500 тонн, несколько разгребли. Но радикально проблема еще не решена. Например, склады грузового терминала "Аэропорт Москва" в Шереметьево по-прежнему переполнены. И пока объем скопившихся там отправлений не уменьшится с нынешних 133 до 30-50 тонн, принимать грузы оператор аэропорта отказался.

Тем, кто уже заказал посылки, эксперты рекомендуют набраться терпения и ждать почтальона. Проблема системная, и быстро ее разрешить не получится, отметил замруководителя отдела стратегических разработок Российской ассоциации электронных коммуникаций Глеб Шуклин. Нужны в том числе и изменения в законодательстве, которые позволят частным компаниям участвовать в доставке посылок. Пока почтовикам позволено только прибегать к услугам авиакомпаний по доставке грузов в аэропорт. А также нанимать операторов в самих аэропортах для разгрузки и хранения посылок в их терминалах, которые последние несколько лет никто не увеличивал по объему. Сейчас почтовикам приходится заниматься тем, что они вывозят груз из аэропорта на другие терминалы. И уже там начинают сортировку, а потом доставку посылок, что, понятно, не ускоряет процесс, считают эксперты.

Отказываться от интернет-покупок тоже не стоит, считают в Россвязи, которая курирует почтовые вопросы. Однако при заказе теперь следует обратить внимание на сроки доставки, при планировании необходимо ориентироваться на актуальную ситуацию с обработкой почтовых отправлений. На основании статистических данных, говорят в ведомстве, "мы рекомендуем перенести заказ посылок на месяц и учитывать пиковые даты". Предновогодний период, периоды сезонных распродаж, 14 и 23 февраля, 8 Марта, 1 сентября - до и после наступления этих дат наблюдается наибольший рост объемов заказов. Покупателю следует ответить на единственный вопрос: что для него важнее экономия средств от разницы в цене или период ожидания? Возможно, следует делать покупки в российских магазинах, которые располагают достаточным ассортиментом и обладают складскими запасами товаров, оформленными и прошедшими все таможенные процедуры, отмечают эксперты ведомства.

Что касается возможных путей разрешения ситуации, то сейчас в Московском транспортном узле существуют четыре международных пункта: Москва-Внуково, Москва, Москва-Шереметьево, Москва-Домодедово. Готовится к вводу пункт при Казанском вокзале. Но дефицит площадей для обработки и таможенного оформления международных посылок к 2017 году составит около 40 тысяч квадратных метров. Поэтому обработку международной почты необходимо централизовать для обеспечения всего комплекса требований ФТС, это позволит повысить эффективность и своевременность обработки и доставки. Поэтому нужно создавать единый хаб в Центральном регионе. Россвязью совместно с "Почтой России" при одобрении ФТС подготовлено техническое задание на его проектирование.

Но это наше прекрасное завтра. А в проблемном сегодня надо срочно увеличивать количество мест таможенного досмотра, причем по всей России. "Мы готовы просить у правительства дополнительной штатной численности для реализации этой проблемы, которая пока не стала глобальной", - сказал Бельянинов на "правительственном часе" в Совете Федерации. По его мнению, увеличить штат таможенников нужно в течение ближайших пяти месяцев. Чтобы избежать задержек корреспонденции, Бельянинов предложил также переводить места таможенного досмотра на круглосуточный режим работы. Однако для того, чтобы точно знать, сколько таможенников надо привлекать к досмотру почтовых отправлений, службе нужны точные данные от операторов по увеличению площадей. Россвязь уже подготовила и направила официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность принятия отдельного решения об обеспечении достаточной численности сотрудников таможенных органов, занятых обработкой международных отправлений, с учетом организации круглосуточного режима работы, сказал "РГ" замруководителя Федерального агентства связи Дмитрий Панышев .

Общий объем американского рынка интернет-торговли в прошлом году вплотную подошел к 300 миллиардам долларов, а к 2016 году перевалит за 340 миллиардов, прогнозируют аналитики. Только россияне в прошлом году закупили на интернет-аукционе E-bay.com товаров на 400 миллионов долларов.

Подсчитана и среднегодовая сумма, которую рядовые американцы потратили в 2012 году на покупки с помощью клавиатуры и компьютерной мышки - 2466 долларов на покупателя.

Эксперты отмечают, что столь бурному развитию рынка "цифровой торговли" в США способствует массовое использование кредитных карт, что облегчает совершение покупок в интернет-магазинах, а также развитая логистическая инфраструктура, с помощью которой приобретенные в виртуальной сети товары доставляются покупателям в считаные дни.

Причем обмен или возврат товара для американцев не представляет проблемы - достаточно распечатать с сайта компании-продавца специальный предоплаченный стикер, самостоятельно приклеить его на коробку и отнести ее в ближайшее почтовое отделение. Впрочем, главным побудительным мотивом делать покупки в Интернете для всех без исключения американцев является возможность отовариваться без уплаты налога с продаж, который составляет от 4 до 10 процентов в зависимости от конкретного штата.

В Бразилии ежегодный рост сектора интернет-торговли превышает 20 процентов. Сроки доставки товаров здесь могут варьироваться. В среднем заказ можно получить в течение трех рабочих дней. Но все зависит от того, куда нужно привезти покупку. В крупных городах заказ, сделанный утром, можно получить уже вечером. А вот доставка в отдаленные районы страны может занять и неделю. Правда, эти сроки касаются только товаров, сделанных в Бразилии или уже завезенных в страну. Доставка покупок в зарубежных интернет-магазинах может затянуться. Если посылка не пришла либо пришло не то, что заказывали, в течение недели любой товар можно вернуть в магазин. А если заказанная по почте посылка не была доставлена в указанный срок, все претензии предъявляются продавцу.

Во Франции интернет-торговлю сравнивают с лесным пожаром: каждый год к ней приобщаются миллионы граждан. Статистика такова: 37 с лишним миллионов французов в прошлом году совершили покупки с помощью Мировой паутины, причем 96 процентов из них остались довольны этим опытом.

Всего товаров и услуг в 2012 году было продано через интернет-каналы на сумму свыше 37 миллиардов евро. Средняя стоимость покупки - 90 евро. Причем первое место по объему продаж, по свидетельству Французской федерации интернет-коммерции, занимают билеты на авиарейсы, поезда, на концерты и прочие зрелищные мероприятия. На втором - одежда, обувь, на третьем - разнообразная бытовая техника. Как быстро приходит товар? Минимальный срок в пределах Франции - 24 часа. Правда, срочность считается дополнительной услугой, и за нее надо платить. Обычный же срок доставки - 3-4 дня. Если покупка делается в пределах Евросоюза, то на доставку уйдет от пяти до семи дней. Как-то пришлось делать заказ на одном канадском фармацевтическом сайте. Товар шел свыше двух с половиной недель. Когда позвонил канадцам, чтобы поторопить, те ответили, что это не в их силах, поскольку товар долго лежит на французской таможне. Кстати, кроме объявленной цены надо было уплатить пошлину около 20 процентов от стоимости заказа. Но для этого не потребовалось ехать в аэропорт: достаточно было визита в почтовое отделение, где посылку и вручили.

Хотя чаще всего товар доставляется непосредственно домой, все большее распространение получает система, когда интернет-магазины оставляют заказы в разнообразных мелких торговых точках: бутиках, мастерских по ремонту обуви, прачечных и прочих лавках, с которыми у поставщиков есть соглашение (естественно, это делается за небольшой процент). О том, куда именно надо обратиться, имея на руках заказ, а также удостоверение личности, сообщается в коротком электронном письме продавца.

Что происходит, если товар вдруг до покупателя не доходит? Полную ответственность за это несет интернет-продавец. Получив соответствующую негативную информацию, он сам разбирается с курьером, будь то обычная почта или какая-нибудь частная контора. Если товар не находится, то он обязан по закону вернуть деньги. Как поведали знакомые завсегдатаи коммерческих сайтов, делается это максимум в 30-дневный срок, и какие-либо штрафы за причиненные неудобства во Франции пока не предусмотрены.

В Китае общий оборот двух крупнейших интернет-торговых площадок составил 160,5 миллиарда долларов. Это примерно пять процентов от общего объема розничной торговли всей страны. В среднем каждый покупатель тратит 1100 долларов. Сроки доставки товара, конечно, зависят от удаленности продавца и покупателя, но редко превышают три дня. По оценкам китайских экономистов, к 2020 году объем интернет-торговли Китая составит 650 миллиардов долларов.

В Британии примерно 13,5 процента всех покупок было сделано в 2010 году через Интернет. К 2016 году эта цифра, по прогнозам экспертов Консалтинговой группы Бостона (BCG), должна возрасти до 23 процентов. Сроки доставки внутри страны - 3-5 дней, но можно заказать и экспресс-доставку за дополнительную плату. Если заказ идет из стран ЕС, сроки, как правило, составляют 7-10 дней. Тогда как, к примеру, товар, заказанный из Китая, придется ждать 3-5 недель. Стоимость доставки товара, заказанного через Интернет, зависит от срочности заказа и веса посылки, но в среднем это от 3 фунтов 99 пенсов до 5 фунтов 99 пенсов при весе посылки в 1-2 кг. Таможня британскому интернет-покупателю никаких проблем не создает, так как вся процедура растаможки занимает 1-2 дня. При этом таможенные дела улаживает доставщик заказа, то есть почтовая или курьерская служба. Если компания потеряла товар, то она возместит потерю за свой счет.

Южная Корея занимает первое место в мире по уровню проникновения широкополосного высокоскоростного интернета, а потому торговля по Всемирной паутине в этой стране очень широко распространена. Корейцы заказывают в Сети буквально все - от еды и косметики до мебели и унитазов.

Как правило, вся система покупки и доставки в Корее работает весьма четко. Цепочка "производитель - посредник - покупатель" отлажена и функционирует хорошо, сбои, конечно, бывают, но нельзя сказать, что часто.

Южная Корея сама по себе - страна небольшая, транспорт развит хорошо, да еще и сами корейцы весьма нетерпеливы, а потому, как правило, заказанный товар доставляют быстро, максимум за пару-тройку дней. Все сложнее, если заказали что-то из другой страны. Вот тогда уже многое зависит от страны-отправителя, особенностей ее работы, некоторое время занимают и таможенные процедуры.

Впрочем, несмотря на отлаженный характер интернет-торговли и в Корее происходят случаи утраты посылок. Вопрос о компенсации решается стандартно. При оформлении заказа вы должны оформить страховку, где указываете, на какую сумму страхуете свою бандероль. При ее утере сумму вам выплачивают.  Можно и отказаться от страховки, что многие корейцы и делают, оформляя заказы внутри страны.

Доставка, как правило, производится туда, куда вы укажите - хоть домой, хоть в офис фирмы, где работаете, куда угодно. Правда, когда приходит посылка из другой страны, то могут попросить самому зайти за ней в ближайший центр логистики или представительство компании-поставщика. Если же все ограничивается территорией только самой Кореи, то доставка будет проведена через специальных курьеров.

Какие-либо претензии необходимо предъявлять той компании, с которой оформили договор купли-продажи. В качестве подтверждения ваших прав на ту или иную посылку необходимо показать направляемое от фирмы какое-либо уведомление о заключении договора или прочего соглашения. Неплохо также предоставить и распечатку переписки, если таковая была, с представителями компании.

Впрочем, не обходится и без мошенничества. Время от времени и в Южной Корее попадаются сообщения о фальшивых сайтах, которые исчезают, получив достаточное количество денег в качестве предоплаты за поставки.