Юридический факультет МГУ переходит на новую систему подготовки

Юридический факультет МГУ внедряет новые программы и переходит на подготовку интегрированных магистров.

Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Голиченков рассказал в интервью "РГ", как воспитать современного юриста.

Александр Константинович! Зачем менять сложившуюся систему обучения юристов? Вас что-то не устраивает в нынешней системе подготовки юридических кадров?

Александр Голиченков: Неоправданно велико количество вузов, готовящих юристов (зачастую - якобы готовящих). Сейчас их примерно 1200. Для них для всех попросту квалифицированных преподавателей не хватает. Тут истоки проблемы качества юридического образования. Каждый организм, в том числе и социальный, старается воспроизвести самого себя. Лучшие вузы делают это на высоком уровне, худшие - на том, на котором могут. Тут появляется еще одна проблема - качества подготовки юридических научных и педагогических кадров, научных юридических исследований. Есть и тема ведомственных вузов: нельзя "зацикливать" вузовскую подготовку кадров для той или иной отрасли только в вузах этой отрасли. Так ведь и до "ведомственной гемофилии" недалеко.

То есть, по-вашему, нужна своеобразная чистка рядов? А как определить, качественный вуз или нет? Ассоциация юристов России (АЮР) для этого проводит общественно-профессиональную аккредитацию юридических вузов? Юрфак МГУ участвует в этом?

Александр Голиченков: Чистка нужна. Общественная аккредитация АЮР - один из ее инструментов. Она осуществляется по результатам обследования вуза, проводимого экспертами АЮР на основании определенных показателей и критериев (в настоящее время их 40), в том числе по направлениям: качество организации и обеспечения образовательного процесса, научная деятельность, материально-техническая, информационная, кадровая обеспеченность и пр. Пока аккредитовано 104 вуза. Юрфак, конечно же, в этом участвует: его профессора и преподаватели являются членами соответствующих комиссий АЮР, экспертами. Не могу не отметить, что юридический факультет МГУ первым прошел такую аккредитацию и получил свидетельство под N 1.

А как еще определить, качественный вуз или нет? Рейтинги в этом помогают?

Александр Голиченков: Конечно. Для любого вуза престижно быть в первых строках рейтингов. Но с одной оговоркой: если можно доверять организации, которая эти рейтинги составляет. Опять же, на чем основаны рейтинги? Нас все время критикуют, что мы занимаем не самые высокие места в основных мировых рейтингах (в этом году МГУ занял 50-ю строчку в репутационном рейтинге TIMES, который составлен влиятельным в мире образования приложением газеты - Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters). Однако в прошлом году команда юрфака МГУ выиграла престижный англоязычный конкурс (Всемирный конкурс по международному праву имени Филипа Джессопа. - Прим. ред.), а в этом году наша же команда дебютантов завоевала в нем 10-е место. Если по этому критерию судить, то мы уже два года подряд в первой десятке!

С 2011 года юридический факультет МГУ работает по собственным образовательным стандартам. В чем смысл подготовки интегрированных магистров?

Александр Голиченков: Была б моя воля, я бы никогда не перешел на двухступенчатую систему. Все-таки мы неплохо готовили по специалитету. В отличие от всех других вузов, мы нашли выход из этой ситуации и сделали стандарт интегрированного магистра. Обучение - шестилетнее. Предусмотрены специальные профили. Это своеобразный компромисс, попытка не потерять часы по специализации из-за внедрения системы "бакалавр-магистр". Каждый студент движется по своей образовательной траектории, выбирает те дисциплины, которые ему нужны в соответствии с профилем. Такой подход предполагает современное обеспечение, например, в рамках проекта "электронного университета", включая электронное расписание групп, которые, кроме как на данном занятии, нигде больше не соберутся, а также учебно-методические электронные комплексы, которые включают в себя программы интерактивного обучения. Это все звенья одной цепи.

Юрфак постоянно наращивает внебюджетные программы, а работодатели финансово участвуют в подготовке студентов?

Александр Голиченков: Этот вопрос не такой простой, как кажется. Исторически целевая и фундаментальная подготовка в классических университетах не совсем друг с другом стыкуются. Но мы прекрасно понимаем, что сейчас потенциальный работодатель не хочет тратить время и собственные деньги на доводку специалиста. Мы пытаемся найти какие-то рычаги решения проблемы, не теряя фундаментальности образования. Например, чтобы подготовить кадры для конкретных потребителей, допустим, прокуратуры или наркоконтроля, нужно не только осуществлять целевой набор, но и целевую подготовку студентов: привлекать работников этой системы к составлению учебных программ и чтению спецкурсов, в этих структурах должна проходить практика. Такие процессы начались в Московском университете и не только на юрфаке. Например, университет заключил договор со Следственным комитетом РФ о подготовке на базе Высшей школы государственного аудита МГУ следователей финансовой направленности.

Рынок уже сложился, и наших выпускников с большим удовольствием берут в корпорации и юридические фирмы, в том числе зарубежные. А выпускников какого-то другого вуза лучше принимают на работу в муниципалитеты. Но нам бы хотелось, чтобы процент наших выпускников, желающих работать в госорганах власти, был больше, чем сейчас - 17%.

Расскажите о плане развития факультета в связи с переездом в новый корпус.

Александр Голиченков: Новый корпус - не конец многолетней работы, а начало реализации специального плана развития факультета. В его основе - четыре амбициозных проекта: "Электронный университет", о котором я уже говорил, "Ситуационный центр правовых инициатив", "Криминалистический центр", "Социальная среда". Последний - весьма интересен. Он предполагает системный подход к становлению в процессе обучения личности юриста, формированию его гражданской позиции, отношения к университету, его традициям, закону, государству, обществу, гражданам. Тот, кто вышел из стен юрфака, должен знать, что смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления определяют права и свободы человека и гражданина, именно их должно обеспечивать правосудие.

Но это, скорее, вопросы профессиональной этики...

Александр Голиченков: В том числе. Но это еще и вопрос о том, где начинается и заканчивается юридическое образование. Сейчас, наверное, лишь безразличный человек не задает себе вопрос: что происходит вокруг? Почему возможно возбуждение уголовного дела ни о чем и ни про что? Почему решить вопрос с чиновником зачастую можно, только если заплатил деньги? Начинать формирование правовой культуры в вузе поздновато. Начинать нужно в школе. Я твердо уверен, что если праву там не учат - это первый шаг в никуда. Человек, который не знает своих прав, а также своих и чужих обязанностей - благодатный объект злоупотреблений.

В рамках подготовки к празднованию 20-летия Конституции России мы хотим провести съезд и организовать Ассоциацию школьных учителей по праву. В перспективе - добиться того, чтобы на вступительных экзаменах на юридические факультеты спрашивали не абстрактное обществознание, а именно право. Ведь важно знать не только, как воспитать юриста, но и из кого.