Хотя отдельные вопросы, связанные с аэропортами и их деятельностью в РФ, нашли отражение в Воздушном кодексе и ряде федеральных законов, постановлений правительства, а также федеральных авиационных правилах. Но характер содержащихся в них норм не позволяет говорить об их системности и способности играть регулирующую роль в авиационной деятельности. Поэтому назрела объективная необходимость разработки и принятия отдельного законодательного акта, посвященного аэродромам, аэропортам и аэропортовой деятельности, по аналогии с тем, как это реализовано в других сегментах транспортного комплекса.
Законопроект устанавливает правовые основы и особенности эксплуатации, строительства, реконструкции, ремонта, регистрации, особенности открытия, закрытия и использования гражданских аэродромов и аэропортов РФ. Государственное регулирование деятельности на гражданских аэродромах и в аэропортах направлено на обеспечение интересов государства, физических и юридических лиц, безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности. Этот федеральный закон необходим для своевременного и качественного обеспечения потребностей экономики страны и граждан в перевозках, создания условий для эффективного развития экономики и обеспечения единого экономического пространства на всей территории России.
В результате действия законопроекта должны быть созданы правовые основы взаимодействия организаций, осуществляющих различные виды аэропортовой деятельности, с пользователями их услуг. Кроме того законодательство РФ в сфере аэропортовой деятельности должно соответствовать стандартам ИКАО, нормам международного права и международных договоров РФ в целях создания условий для углубления процессов интеграции национальной транспортной системы в международную транспортно-логистическую систему.
Функционирование аэропортов, их использование должно быть в интересах населения, других пользователей аэропортов и их собственников. Также техническое и эксплуатационное состояние аэропортов должно стать качественным и содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов в области аэропортовой деятельности, что позволит обеспечить эффективную и добросовестную конкуренцию на рынке работ и услуг при осуществлении аэропортовой деятельности.
Одним из новшеств законопроекта является классификация аэропортов и введение института главного оператора гражданского аэродрома, аэропорта. Главный оператор - это хозяйствующий субъект из числа операторов авиационной деятельности на аэродромах и в аэропортах, владеющий сертификатом аэропорта и свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Руководитель администрации главного оператора является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, включая федеральные авиационные правила, административно-властные и иные полномочия.
После рассмотрения всеми заинтересованными сторонами: аэропортами, авиакомпаниями, операторами аэропортов - и с учетом предложений и дополнений законопроект будет направлен в минтранс для дальнейшего рассмотрения и подготовки его для обсуждения на заседании правительства РФ. Минтранс планирует рассмотреть законопроект в первой половине нынешнего года. А при одобрении правительством он может быть принят Госдумой уже в 2014 г.