Объем перевозок по этой магистрали оценивается в 18 млн тонн в год, в том числе транзитных - не меньше 6 млн тонн. Этот проект включен в число приоритетных в рамках реализации генеральной схемы развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2020 года.
Кроме того, под эгидой международного Арктического Совета и общерегиональной экономической программы "Баренц-Линк" дорабатываются проекты прямого железнодорожного сообщения Скандинавии с Уралом и Коми-Печорскими регионом РФ. В этой связи скандинавские инвесторы проявляют растущий интерес к реализации давнего российского проекта БЕЛКОМУР (стальной магистрали между Архангельской областью, Пермским краем и Уралом). Кроме того, к 2017-2018 гг. намечено создать железнодорожную сеть в северных районах Мурманской области (РФ), Норвегии и Финляндии, выходящую к их приарктическим портам.
Новые железные дороги в 2015-2018 гг. запланированы также между Республикой Карелия и соседними регионами Финляндии. Эти артерии обеспечат кратчайший путь, с одной стороны, к северобалтийским портам Финляндии и Швеции. А с другой - из этих стран во многие регионы Северо-Запада РФ.
Отметим также, что в Норвегии с 2007 года предлагают вернуться к проекту второй половины 1940-х годов. То есть продлить железную дорогу Мурманск-Никель примерно на 45 км - до норвежского порта Киркенес. В Мурманской области сперва сдержанно относились к этой инициативе, полагая, что зарубежные и российские грузы будут "уходить" в Киркенес, так как он более конкурентоспособен. Но, как считают многие норвежские эксперты, ведущиеся с 2011 года переговоры о создании зоны свободной торговли между Европейской ассоциацией свободной торговли, в которой участвуют Норвегия с Исландией, и Таможенным союзом могут скоро изменить отношение к этому проекту в Мурманской области. Тем более что эти переговоры намечено завершить до конца нынешнего года.