"Гражданское законодательство РФ предусматривает возможность и право потребителя производить расчеты за приобретенные товары, работы или услуги безналичным платежом, в том числе с использованием платежных карт. Вместе с тем, у продавца продукции или исполнителя услуг обязанность предоставить клиенту возможность расплатиться в безналичном порядке законодательно не закреплена. В итоге продавец решает самостоятельно, предоставлять ли покупателю такую возможность или нет. Это является ничем иным, как нарушением прав потребителей", - уверен Денис Скрябин, юрист московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры". Законопроект устраняет законодательный пробел и устанавливает обязанность продавца предоставить клиенту возможность оплатить покупки по карте. "С точки зрения экономики - это хорошо, развитие безналичных платежей в стране повлечет за собой повышение ВВП, улучшит прозрачность оборота в торгово-сервисных предприятиях, повысит удобство и доступность использования карт для большей части населения. Положительно это скажется и на банковской сфере, услуги кредитных организаций станут востребованными как со стороны физических, так и юридических лиц. Однако стоит учитывать, что безналичные платежи являются популярными еще не на всей территории страны. Если в Москве и Санкт-Петербурге расчеты пластиковыми картами получили большое распространение, то на Крайнем Севере и в восточных регионах страны платежные системы не так широко применяются", - считает Елизавета Сейтбекова управляющая аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО". В итоге возможна ситуация, когда бизнес обяжут предоставлять населению невостребованную услугу.
В целом появление такого документа - очередной шаг к сокращению расчетов наличными. Чиновники не раз заявляли, что слишком большое количество операций с бумажными деньгами становится причиной роста серого сектора экономики. Поэтому документ защищает не только права потребителей, но и государства в целом. "При этом для торгово-сервисных сетей обязанность обслуживания платежных карт приведет к дополнительному увеличению расходов на банковское обслуживание, приобретение оборудования и дополнительным претензиям проверяющих органов в случае, если требования закона не будут соблюдаться. В последнее время принято немало норм, которые негативно оцениваются бизнесом: это и ведение бухгалтерского учета предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, и повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, с точки зрения государства - это шаг вперед, с точки зрения бизнеса - очередная непопулярная мера", - полагает Елизавета Сейтбекова.
Но понести расходы придется не всем компаниям, обязанность принимать карты установят только для определенных категорий организаций. "Разработанный минфином законопроект будет распространяться на 20% предприятий розничной торговли, так как его нормы не относятся к деятельности микропредприятий. По данным Росстата, на начало 2011 года в Российской Федерации насчитывалось более 230 тысяч хозяйствующих субъектов розничной торговли, при этом 198 тысяч из них являлись микропредприятиями", - поясняет Денис Скрябин.
Казалось бы, бизнесмены делают все, для того чтобы привлечь дополнительных клиентов, и возможность безналичной оплаты - это еще один бонус потребителям. Однако многие магазины, кафе, рестораны и даже крупные ретейлеры не устанавливают терминалы на своих кассах, и тому есть причина. "Электронное оборудование для обслуживания электронных средств платежа предоставляется банками субъектам предпринимательской деятельности на различных условиях: процент от суммы операции, дополнительная плата за пользование терминалами приема банковских карт и т.д. Например, размер банковской комиссии составляет в среднем от 1,8 до 4% от суммы операции. Таким образом, обязанность принимать к оплате платежные карты может существенно "ударить по карману" предпринимателей", - говорит Денис Скрябин. Внушительные расходы за оборудование торгово-сервисных сетей терминалами, скорее всего, косвенно затронут и потребителей. Владельцы бизнеса заложат понесенные расходы в стоимость товаров и услуг.
При этом на заключение договоров с банками и закупку и установку терминалов у бизнеса будет мало времени. Документ еще не прошел первое чтение, а датой вступления закона в силу указано 1 января 2014 года. Очевидно, что слишком короткий срок подготовки к новым требованиям обернется паникой и очередями. Банки просто не успеют заключить договоры и подключить оборудование всем клиентам, которые к ним обратятся. Поэтому для таких изменений потребуется длительный переходный период, который пока авторами документа не предусмотрен.