Новости

23.04.2013 00:20
Рубрика: Экономика

С оглядкой на конкурентов

Стратегия развития портов создавалась с учетом мировых трендов
Портовики получили наконец долгожданный документ - "Стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года". По задумке разработчиков, документ поможет сформировать конкурентоспособную инфраструктуру морских портов, полностью отвечающую потребностям российской экономики.

Для достижения целевых показателей требуется решение ряда задач. В первую очередь это обеспечение достаточных мощностей порта для перевалки грузов - до 1,6 млрд т в 2030 году - и обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта - снижение вдвое количества аварий при заходах судов.

При разработке стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры ее авторы использовали методику, которая состоит из девяти шагов - от анализа мировых трендов до выбора конкретных инвестиционных проектов в конкретных портах.

Согласно прогнозам развития портовой инфраструктуры, объем грузоперевалки в 2030 году оценивается в 800-1300 млн т. Рост перевалки грузов в период 2010-2030 годов будет наблюдаться по всем четырем направлениям - Север, Северо-Запад, Юг и Дальний Восток. Это связано с развитием внешних торгово-экономических отношений России.

Согласно планам, в 2030 году Северо-Западный бассейн станет основными морскими воротами экспорта российских углеводородов и минудобрений, а также крупнейшим регионом по обороту контейнерных грузов. В этой связи особая важность придается планам развития Большого порта Санкт-Петербурга, которые включают развитие существующих контейнерных терминалов и строительство новых терминалов для наливных, навалочных, сухих и контейнерных грузов в морском порту Усть-Луга (191 млн т до 2025 года). Порты Северо-Запада должны взять на себя наши грузы, которые сегодня принимаются прибалтийскими и скандинавскими.

Перспективы роста портовых мощностей в Южном бассейне Росморпорт связывает с терминалом Шесхарис и новыми нефтяными терминалами. 95% насыпных грузов к 2030 году будут переваливать в портах Южного бассейна. Однако по обороту контейнеров он будет уступать другим регионам. А объем экспорта углеводородов здесь окажется сопоставимым с показателями Северо-Запада.

Из крупных проектов в этом регионе стоит отметить строительство сухогрузного района порта Тамань с прогнозным объемом перевалки до 100 млн т. Предполагается также развитие терминалов в Туапсе, Темрюке, Новороссийске и строительство второго грузового района в Оле на Каспии.

На Дальнем Востоке к 2030 году объемы грузоперевалок по наливу достигнут 64-90 млн т, по сухим грузам - 154-217 млн т. Основными драйверами роста здесь станут терминалы по перевалке угля и зерна, минерально-сырьевых и лесных ресурсов. Важное значение имеет строительство угольного терминала на побережье залива Петра Великого, инициатором которого выступает Росморпорт. Также можно назвать проекты развития транспортного узла Восточный - Находка, реконструкции действующих терминалов в морских портах Владивосток и Восточный и т.д.

В 2030 году порты Северного бассейна будут ориентированы на перевалку углеводородов, добываемых на арктическом шельфе, а также лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Рост грузооборота запланирован за счет ввода портового комплекса по перевалке СПГ в районе губы Териберская, угольного терминала в Мурманске и портового комплекса Сабетта по перевалке СПГ в Обской губе.

"Мы определили четыре задачи стратегии, - говорит замминистра транспорта Виктор Олерский. - Первая - это увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры. Вторая - обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта. Третья - создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов. И четвертая - совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Для повышения конкурентоспособности и привлекательности российских портов необходимо отрегулировать их взаимодействие с железнодорожным, внутренним водным и автомобильным транспортом. Все усилия по развитию портовой инфраструктуры будут тщетны, если мы не синхронизируем этот процесс с развитием железных дорог. К 2015 году инвестиции в железную дорогу должны составлять не менее 217 млрд руб. Политика железнодорожных тарифов должна быть более гибкой и оперативно реагировать на мировую конъюнктуру спроса и предложения".

Замминистра отмечает также важность привлечение внебюджетного финансирования при реализации инвестиционных проектов. Соотношение бюджетных и внебюджетных источников к 2015 году будет в пропорции 1 к 2. Имеется в виду, что на 1 руб. инвестиций федерального бюджета придутся 2 руб. частных.

Экономика Транспорт Водный транспорт Водный кодекс