По словам председателя областной ассоциации фермеров Елены Дегтяревой, мелкие сельхозпроизводители уже "намаялись с реализацией" и не хотят отдавать продукцию перекупщикам за копейки. Во Владимире в течение пяти лет во время заготовительного сезона постановлением главы города утверждали специальные площадки для сбыта фермерской продукции. Но в прошлом году чиновники, ответственные за сферу услуг, запретили вызывавшую справедливые нарекания торговлю с машин. А в условиях отсутствия ярмарок в будние дни у фермеров осталась единственная возможность продавать собранную продукцию - по выходным на площадках у двух супермаркетов областного центра.
- Собрал около ста тонн картофеля и 90 процентов урожая реализовал здесь, - доволен один из торговцев Евгений Коробкин. - За день - до 10 тонн.
Но для тех, кто выращивает не сотни, а тысячи тонн, таких возможностей, конечно, мало. Как поясняет замначальника управления экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Ольга Соколова, в создании новых "точек" сейчас нет необходимости, поскольку население не испытывает сложностей с покупкой сельхозпродукции. Дескать, она есть в тех же магазинах шаговой доступности. Однако фермеры призывают думать не только о покупателях, но и о продавцах.
- У нас нет ни одного фермерского рынка, постоянно действующей ярмарки, а супермаркеты торгуют импортной картошкой, - сетует Елена Дегтярева.
В администрации утверждают, что на рынках-ярмарках свободны 25 процентов мест, и управляющие компании ищут способ завлечь фермеров. Так, на владимирском центральном муниципальном рынке из 469 мест свободны 152, на "Востоке" из 390 - 134, на "Поддержке" из 340 - 45, у химзавода из 40 - 20.
- Когда появились сети, они отобрали 90 процентов покупателей, - поясняет позицию аграриев глава одного из крупнейших хозяйств Суздальского района Константин Мазуренко. - И маленькие магазины, и рынки, на которые в основном были ориентированы фермеры, рухнули. Покупателей нет, поэтому мы туда и не едем. Потратишься на дорогу, питание, заплатишь за место, а продашь всего мешок картошки.
Со своим суперэлитным картофелем Константин Мазуренко два года безуспешно пытается попасть в огромный супермаркет. Основное требование - круглогодичная поставка. На каждую партию необходим штрих-код. Оборудование для этого очень дорого, а возьмут ли торговые сети следующий урожай, неизвестно.
- Когда начали переговоры, взяли в кредит фасовочный агрегат, - рассказывает фермер. - А нас спрашивают: а мойка, резка, заморозка, вакуумная упаковка? Караул! В результате оборудование почти за миллион рублей простаивает.
Из своего горького опыта фермер сделал вывод: чем крупнее торговые сети, тем труднее туда войти. Их логистические центры, как правило, находятся в Подмосковье, куда поставщики везут продукцию, а там ее делят по магазинам. Маленькие хозяйства и даже крупные сельхозпредприятия такой возможности не имеют.
У Константина Мазуренко имеется прекрасное хранилище, построенное в кредит. А что говорить о мелких фермерах, которым эта роскошь недоступна? Путь один - сокращать производство.
- В прошлом году у меня было 15 гектаров под картошку, собрали 500 тонн, продали перекупщику по четыре-пять рублей за килограмм себе в убыток. Теперь посажу один-два гектара, - обещает Флор Щербина. - Нет сбыта. Прежде сдавал в магазины в неделю по 10 мешков картофеля, 10-15 сеток свеклы, 10 - моркови, сейчас - 2-3 мешка.
Похожее настроение и у его коллеги Елены Тяглецовой. Из-за проблем со сбытом она планирует посадить картофель на трех гектарах вместо обычных десяти. А оставшиеся участки засеять кормовыми культурами. Благо, рядом потребители - большое животноводческое хозяйство, да и хранить такой урожай можно под открытым небом.
- Раньше мы торговали морковью и капустой с середины сентября и заканчивали в середине ноября. Практически все реализовывали. Теперь нам запретили заниматься сбытом на отведенных местах, но приезжие коммерсанты как работали осенью, так и торгуют. У них все привозное, неизвестно откуда, но они заверяют, мол, продукция суздальская. Обидно! - сетует Елена Тяглецова.
Кстати, даже в самом Суздале есть кооператив, не имеющий со знаменитыми местными огородниками ничего общего, кроме печати.
- Спрашиваю у них, где покупаете картошку? - смеется Константин Мазуренко. - В Рязани, Тамбове, Мордовии, словом, где подешевле. А называются "суздальские овощи".
Обиду крестьян можно понять. Местная сельхозпродукция известна за пределами области. Секрет вкусовых качеств здешней картошки и других овощей - в земле знаменитого Владимирского Ополья. Это серая лесная почва - переходная от подзолистой к чернозему. В зоне рискованного земледелия Центральной России она наиболее плодородная по всем показателям.
Один из вариантов решения проблемы сбыта - объединение фермерских хозяйств в крупный кооператив. Первую такую структуру ассоциация фермеров планирует создать в Суздальском районе. Для начала реально создать союз пяти-шести производителей, а если дело пойдет, подтянутся и другие. Но очевидно, что без помощи областных властей и с мертвой точки идея не сдвинется. Полагаться здесь только на фермеров - значит, вогнать их в новые долги.