Проект объединения муниципалитетов расколол Краснокамск

Сорок руководителей предприятий и организаций Краснокамского района направили в адрес губернатора Пермского края Виктора Басаргина письмо с просьбой "объяснить позицию краевой власти о проведении муниципальной реформы в Краснокамске и Краснокамском районе".

Глава Краснокамского района Юрий Крестьянников заявил о неизбежном объединении городского поселения и муниципального района в одно образование сразу после своего избрания в декабре 2012 года. И даже назвал срок - март 2013 года. Однако после многочисленных официальных и неофициальных обсуждений инициатива расколола краснокамцев. С одной стороны, большая их часть понимает необходимость объединения, с другой - они не могут найти решения, которое устраивало бы всех.

Юрий Крестьянников, как глава района, настаивает на скорейшем создании единого муниципального района - когда территория объединяется под единым районным руководством, но при этом сохраняются все представительные органы - Земское собрание, Думы городов и поселений, - а глава города избирается из числа депутатов.

Но соцопрос, проведенный в Краснокамске агентством "СВОИ" в марте нынешнего года, показал, что за этот вариант лишь 10 процентов опрошенных. Краснокамцы считают его конъюнктурным, не решающим никаких серьезных проблем города и района. Мало того, формально он не требует проведения референдума, то есть возможен без учета мнения жителей.

Но люди хотят сами решать судьбу территории, поэтому 38 процентов опрошенных склонились к варианту объединения города и района в единый городской округ и избрание главы путем всенародного голосования.

- Руководителям предприятий, работающих на территории, крайне важно, чтобы было принято максимально взвешенное решение. Ведь по роду работы, согласно ФЗ-131 мы сегодня взаимодействуем и с районной, и с городской властью, - пояснил председатель краснокамского объединения работодателей "Совет директоров" Дмитрий Теплов. - Для этого необходимо понимать детали такого объединения - видеть конкретные цифры, экономические выкладки. Но еще важно, чтобы эти споры не переросли в личное противостояние, чего в последние годы в Краснокамске, к сожалению, хватает.

Как пояснил "РГ" Юрий Крестьянников, создание единого муниципального района позволит сэкономить средства на содержании аппарата городской администрации и увеличит доходы бюджета от налогов и от передачи в аренду муниципального имущества.

- Сегодня на содержание управленческого аппарата Краснокамска идет около 30 миллионов рублей в год, - сказал он. - Кроме того, объединенный район, к примеру, сможет получать в бюджет 55 процентов от собираемого подоходного налога, а не 45, как городской округ. То же самое и с доходами от сдачи имущества в аренду. В районном варианте это будет 100 процентов, в городском - только 80.

А вот по мнению заведующего кафедрой Пермского института муниципального управления Эмиля Маркварт, весь опыт подобных объединений (как в крае, так и в России) ни разу не дал ожидаемого экономического эффекта - не зависимо от городского или районного варианта объединения.

- Статистика не зафиксировала экономию на сокращении численности управленческого аппарата, - говорит он. - Территории не улучшают свое финансовое положение, ведь в РФ дотационными являются 96 процентов муниципальных районов и 94 процента городских округов.

И все же большинство горожан склоняются к тому, что менять существующую систему управления необходимо.

- Когда в каждом поселении своя дума, когда часть функций неоправданно дублируется на уровне города и района, это снижает статус власти, в том числе и депутатской, - считает председатель Краснокамского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Алексей Попов. - А для предпринимательства такая ситуация вообще создает дополнительные преграды. До смешного доходит, когда финансирование спорта делится на две части: имущество находится на балансе города, работу тренеров оплачивает район.

На письмо краснокамцев краевые власти еще не ответили. А сроки поджимают - в сентябре выборы глав сельских поселений, города Краснокамска и их представительных органов.

Тем временем вопрос муниципального объединения обсуждался на публичных слушаниях и в сельских поселениях Чусовского района. Жители всех семи поселений высказались против перекраивания существующей власти путем создания городского округа. Понятный механизм формирования собственных бюджетов, самостоятельное принятие решений привлекают селян гораздо больше, чем жизнь по сметам. В ряде сельских поселений прошли также заседания советов депутатов, на которых принято решение не поддерживать идею реорганизации, а значит, не назначать даты голосования по этому вопросу.

Справка "РГ"

Сегодня на территории Краснокамского муниципального района два городских (Краснокамское и Оверятское) и два сельских (Майское и Стряпунинское) поселения. Численность населения - 70,4 тысячи человек. Бюджет на 2013 год - более 1,1 миллиарда рублей.

Население города Краснокамска - 52, 6 тысячи человек, бюджет - около 200 миллионов.

Начиная с 2011 года в Пермском крае количество муниципалитетов сократилось с 358 до 345. Прошло преобразование Лысьвенского и Губахинского районов в городские округа, объединились поселения в Еловском, Красновишерском, Усольском районах. В процессе преобразований находятся поселения Кишертского и Пермского районов. Также планируется объединять поселения Суксунского района. Сейчас в Прикамье 40 муниципальных районов, 8 городских округов, 29 городских поселений, 268 сельских поселений. На недавнем съезде Совета муниципальных образований руководитель Администрации губернатора Пермского края Дмитрий Самойлов предложил четыре варианта объединения: объединение поселений, формирование округов, создание одной администрации в районном центре и образование агломераций.

мнение

Константин Захаров, министр территориального развития Пермского края:

- Правительство края продолжает оптимизировать систему местного самоуправления, в том числе путем укрупнения муниципальных образований. Слабые финансовые и экономические возможности небольших поселений не позволяют местной власти решать многие вопросы из-за нехватки финансовых средств и квалифицированных кадров управления. Это приводит к тому, что многие вынуждены передавать часть своих полномочий на уровень муниципального района. В 2012 году заключены 1199 таких соглашений о передаче части полномочий от поселений районам. Одним из вариантов решения проблем мы считаем укрупнение муниципальных образований. Однако подходить к этому необходимо взвешенно, с учетом демографических, социальных, экономических, инфраструктурных и иных факторов и, безусловно, учитывать мнение проживающего на территории населения.