Владелец кузбасских шахт обвиняется в злоупотреблении полномочиями

Возбуждено уголовное дело в отношении фактического собственника трех кузбасских угольных предприятий - ООО "Шахта "Зенковская", ООО "Шахта "Коксовая-2" и ООО "Шахта имени Дзержинского", оказавшихся в тяжелой экономической ситуации.

Дело возбуждено по результатам проверки исполнения законодательства об оплате труда горняков, проведенной следственными органами Следственного комитета РФ по региону. Проверка показала, что долги перед шахтерами накопились немалые. Так, например, руководство "Зенковской" на 10 апреля задолжало своим работникам более 21 миллиона рублей, а "Шахта имени Дзержинского" - еще больше: около 22 миллионов. Долги же перед бюджетом и вовсе исчисляются трехзначными числами. Что касается "Коксовой-2", то она признана банкротом и закрыта - работу потеряли не менее пятисот человек.

Генеральных директоров двух еще действующих шахт в числе других должников на днях вызывали "на ковер" в прокуратуру области. Именно там впервые, подчеркивая всю серьезность момента, провели заседание антикризисного штаба, который до сих пор собирался в стенах обладминистрации. Прокурор области Павел Бухтояров лично под роспись вручил руководителям добывающих предприятий - Сергею Маслову и Андрею Звягинцеву - предостережения о необходимости выполнить требования Трудового кодекса РФ, напомнив об административной и уголовной ответственности.

В то же время, как заметил председательствующий на заседании первый вице-губернатор Кемеровской области Валентин Мазикин, в данной ситуации обращаться лишь к директорам недостаточно. С кого следует спросить, так это с собственника, на штаб не явившегося. Причем спрашивать нужно не откладывая дело в долгий ящик.

Владельца трех шахт - 43-летнего предпринимателя Бориса Якубука - задержали в Москве 21 апреля и доставили в Кузбасс. По версии следствия, он выводил имущество из собственности угольных предприятий в иные подконтрольные организации, намереваясь в будущем ликвидировать шахты. Он не удовлетворял требования кредиторов, не рассчитывался с работниками и не производил других обязательных выплат. Представители Следственного комитета вместе с оперативными сотрудниками ГУ МВД России по Кемеровской области провели обыски в подконтрольных задержанному предпринимателю организациях, изъяв более десятка тысяч документов и допросив непосредственных руководителей шахт.

- Сейчас проводятся необходимые действия, направленные на установление обстоятельств совершенного преступления, - уточнила официальный представитель СУ СК РФ по региону Надежда Ананьева. - Расследование уголовного дела, возбужденного по части 2-й статьи 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия"), продолжается.

Между тем, по словам Валентина Мазикина, Кузбасс подошел к опасной черте: "благодаря" целому ряду предприятий совокупная задолженность по зарплате в регионе на начало апреля достигла 118 миллионов рублей, что означает вторую позицию в российском антирейтинге (после Красноярского края).  

- При этом добыча угля у нас растет из года в год, - подчеркнул Мазикин. - В 1-м квартале 2013-го выдано на-гора 47,2 миллиона тонн. И потребителям отгружено 47,4 миллиона тонн, в том числе, 21,7 миллиона - на экспорт. Спрашивается, где налоги? Их нет. Средства выводятся из налогообложения и используются не по назначению, не в соответствии с законом. В 2012 году поступления в бюджет снизились на 31 процент. В этом году дефицит составил 11 миллиардов рублей. Надо консолидировать все силы для того, чтобы ликвидировать эти долги. А иначе последует срыв всех социальных программ, невыплата пенсий, зарплат бюджетникам и так далее. Область окажется в очень тяжелом положении, близком к 2008 году.

Более-менее удерживать социально-экономическую ситуацию в регионе помогают антикризисные меры. Совместными усилиями обладминистрации, прокуратуры, полиции, налоговиков  в прошлом году удалось возвратить в бюджет 1,7 миллиарда, а за 1-й квартал 2013-го - 61 миллион рублей. И еще 155 миллионов вернули усилиями муниципальных штабов. Задолженность по зарплате в 2012-м сократили более чем на 337 миллионов рублей, а в новый год вошли с 120-миллионным долгом, немалая часть которого на совести предприятий-банкротов.

- Но надо работать в этом направлении, чтобы избежать социального взрыва, - сказал Мазикин. - Потому что ситуация просто недопустимая - более шести тысяч работников и членов их семей остаются без зарплаты. Между тем впереди майские праздники и отпуска.

По данным областной прокуратуры, уже в этом году в суды ведомством направлено 738 исков о взыскании зарплаты, возбуждено 35 административных производств, внесено 46 представлений о нарушении закона. В результате этих мер работодатели погасили почти 35 миллионов рублей долга. Но стремиться, как известно, есть куда.

- Надо понимать, что никто не собирается "кошмарить бизнес", - заявил замгубернатора-начальник главного финансового управления Кемеровской области Сергей Ващенко. - Но изобретателей серых схем, при помощи которых сегодня стараются обойти закон и сократить издержки, безусловно, необходимо наказывать. Законодательные рычаги для этого имеются. И есть два перспективных направления, на которых, я считаю, необходимо сконцентрировать общие усилия. Первое: возможность доказать в суде факты преднамеренного банкротства позволило бы обратить взыскание, в том числе, и на личное имущество учредителей предприятия. И второе: необходимо активизировать борьбу с фирмами-однодневками. Администрация области поддержала законопроект, расширяющий полномочия налоговых органов в этом плане. Ведь только предприятия угольной промышленности Кузбасса за два года перечислили на счета таких фирм миллиарды рублей.