Бывает и так, что одни законодатели пытаются скорректировать нормативные документы так, чтобы усилить приток иностранных инвестиций в Россию, а другие, как ни странно, всячески пытаются этому помешать и тоже на законодательном уровне.
На прошлой неделе произошло событие, которое, пройдя практически незамеченным, тем не менее, может создать прецедент для российской экономики. Речь идет об очередных поправках к небезызвестному Закону "О рекламе", баталии вокруг которого идут уже почти год. В последней редакции поправок появился настораживающий пункт: "доля компаний с иностранным участием в каждом отдельном муниципальном районе, городском округе или же городе федерального значения не может превышать более тридцати процентов".
Иностранный капитал в нашей стране и без того жалуется на то, что его принимают не очень охотно. Позиции России в различных рейтингах инвестиционной привлекательности нередко ставят нас "позади Гондураса"... Однако в последние годы ради привлечения иностранных инвестиций делается все возможное. "Мы все делаем для того, чтобы улучшать деловой климат в стране, наверное, не все еще сделано, но мы двигаемся в этом направлении", - так в очередной раз на днях обозначил основной вектор российской инвестиционной политики глава государства.
Можно говорить, например, о значительных успехах в этой области в Москве. Как рассказал на днях заместитель столичного мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов, за минувший год объем иностранных инвестиций в Москву вырос почти на 25%. "В принципе, мы видим позитивные настроения - иностранцы понимают, что в Москве скорее нужно развивать не штамповочное производство, а что-то с более высокой добавленной стоимостью", - уточнил Андрей Шаронов.
Что же получается? Получается, что пока правительство всеми силами демонстрирует привлекательность России для иностранного капитала, некие законодатели своими инициативами сводят все усилия на нет. На данный момент иностранный капитал, если он вдруг откликнется на призывы российских властей приходить в отечественную экономику, может оказаться в очень ограниченном поле, где возможности роста и развития едва ли перекрывают объективные риски и опасности, в которых, к сожалению, пока недостатка не наблюдается.
Принятие поправок в их нынешней редакции создаст серьезный правовой прецедент: если иностранным компаниям в прямом смысле слова будет запрещено работать на одном из рынков (пока это первый подобный случай - не считая отраслей, которые имеют стратегическое значение), ничто не мешает вскоре начать ограничивать присутствие иностранного капитала и в остальных. Серьезный повод задуматься для столь желанного в нашей стране иностранного инвестора.
Примечательно, что подобные несуразные ограничения вводятся в инфраструктурной отрасли, в которой доступ к капиталу и технологиям является залогом не только успешности бизнеса, но и комфорта городских агломераций.
Наружная реклама - сегмент рынка, который тесно связан со стратегическим планированием городов и масштабными инвестициями в инфраструктуру. Структурированный, профессионально действующий бизнес способен выступить (и выступает в большинстве городов мира!) в качестве ценного партнера городских властей. Объекты так называемой уличной мебели (лавочки, туалеты, велопарковки, остановки общественного транспорта) власти городов мира получают бесплатно: их устанавливают и обслуживают операторы в обмен на право размещения рекламы на объектах.
В России же морально устаревшие форматы наружной рекламы портят внешний вид городов, потребители раздражены хаосом разнокалиберных конструкций, а городские власти, тем временем, тратят деньги налогоплательщиков на закупку десятков тысяч скамеек и остановок общественного транспорта. Исправить это предполагалось законодательным введением долгосрочного, 15-летнего, срока аренды мест прикрепления рекламных конструкций. Сейчас, напомним, максимальный срок аренды составляет всего 5 лет. Для "длинных" денег этого недостаточно: в США и Евросоюзе, включая Францию и Германию, срок аренды составляет от 15 до 25 лет. Подобные правила действуют и в азиатских мегаполисах.
И здесь снова странность. Помимо пункта, ограничивающего права инвесторов, срок аренды рекламных конструкций предлагается ограничить всего 10 годами. Сторонники новых поправок в обоснование своей позиции часто ссылаются на то, что, дескать, нужно защищать представителей отечественного малого бизнеса. Якобы есть опасность, что иностранные компании захватят рынок, а долгосрочные контракты помогут им укрепить свои позиции. С точки зрения экономики - это абсурд.
Начиная с 1990-х коммерческая деятельность в России строилась на коротком расчете. Капиталы вкладывались с прицелом на возврат инвестиций уже через пару лет. Западные представления о длинных инвестициях казались многим чем-то вроде неумения быстро вести дела. Однако по мере развития рынка и усиления конкуренции, в том числе с иностранными компаниями, подход начал меняться. После мирового спада 2008-2009 годов к 2013 году потребность в работе на длинные дистанции лишь возросла. Проявилась нужда в удешевлении кредита и изменении правовой базы для новой стратегии. Приток капиталов на рынок - это возможности для снижения расценок, повышение качества услуг, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений.
Складывается впечатление, что авторы поправок выражают собственные страхи, связанные с тем, что отрасль будет развиваться более свободно. Прикрываясь якобы защитой интересов малого бизнеса, они, кажется, намеренно вносят хаос и готовят всевозможные лазейки в законопроект. Так, из нынешней редакции документа исчезли все нормы, описывающие правила утверждения схем размещения рекламных конструкций в городах и населенных пунктах. Одновременно с этим муниципальные власти наделяются полномочиями вносить в утвержденные схемы размещения свои изменения. При этом местные чиновники смогут подавать в суд, с тем чтобы демонтировать ранее установленные конструкции, ставшие незаконными после внесения изменений в схемы. Можно только предположить, какие богатые "коррупционные перспективы" откроются на рынке наружной рекламы, если законопроект будет принят в такой редакции.
Между тем для действительного выстраивания долговременного многопланового частно-государственного партнерства необходимо законодательно закрепить "правила игры". Операторы хотят получить от государства ясную картину своего будущего. Беда только в том, что, судя по всему, пока еще есть силы, не желающие покончить с анахронизмами 90-х годов.