Согласно документу, такие планы теперь должны разрабатываться максимум на семь лет. Организации их будут учитывать при разработке своих инвестиционных планов. По сути, такие планы на практике уже действует около 20 лет. Их наличие служило основанием для выдачи так называемых "лимитов" - временных требований к качеству сбрасываемых сточных вод, позволявших водопользователям не попадать под наиболее высокие ставки платы за сброс загрязнений. Как поясняют эксперты в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), теперь, согласно положениям 416-ФЗ, наличие данные планов, утвержденных природоохранными органами, будет служить основанием для вычетов из сумм платы за сброс загрязняющих веществ средств, потраченных на реализацию этих планов. Это должно стать стимулом для водопользователей к созданию и модернизации очистных сооружений.
- К сожалению, этот документ не изменит крайне неэффективной отечественной системы нормирования сбросов сточных вод и оплаты за сброс загрязняющих веществ, для которой характерны недостижимые нормативы, а также нецелевое (не на экологические нужды) расходование платы в бюджетах, - рассказала "РБГ" исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова. - Другая проблема природоохранного законодательства возникла в результате принятия отдельных положений 5-й главы 416-ФЗ, приравнявших крупных абонентов систем канализации водоканалов к природопользователям, распространив на них обязанность внесения платы за сброс загрязняющих веществ в бюджет, как при прямом сбросе в водные объекты. Поэтому вступление в силу 5-й главы 416-ФЗ пока приостановлено на один год.