Правда, пока подробно не проговаривалось, чем новые санитарные нормы и правила будут отличаться от старых. Но известно, что будут разработаны отдельные нормы для уже действующих детских садов и отдельные - для семейных. Предполагается, что новые правила будут способствовать уменьшению очереди в детсады страны. Сейчас же, по словам Ольги Голодец, действующие санпины в разных субъектах воспринимаются по-разному, по некоторым нормам регионы занимают противоположные позиции, что связно с разностью их трактовок. "Мы уже выпустили две методички - в декабре и два месяца спустя - по применению санпинов. А новый закон будет подготовлен с учетом всех обсуждений и выпущенных методических рекомендаций", - сказала она.
Вообще нехватка детских садов - проблема для России не новая, и на протяжении ряда лет правительство и эксперты ищут пути ее решения. Однако пока универсальное решение не найдено. Тем не менее регионы разработали "дорожную карту" решения проблемы. И теперь должны по ней следовать.
"Главное, дошкольное образование должно быть доступным и качественным, поскольку в детсадовском возрасте происходит закладка базовых навыков, необходимых для жизни человека", - говорит вице-премьер. А количество детей, которым понадобится место в детском саду, в России с каждым годом увеличивается.
Так, в 2002 году детей от 3 до 7 лет в России было зарегистрировано 6,7 миллиона, в 2012 году - 7, 6 миллиона, в 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. "И это не прогноз - это фактические данные, поскольку эти дети уже родились", - уточнила Ольга Голодец. В очереди в детский сад стоят порядка двух миллионов ребят.
В связи с этим, как напомнили на заседании, федеральное правительство подготовило специальное постановление, по которому предусматривается выделение регионам дополнительных денег на строительство дошкольных учреждений. В частности, в этом году на программу планируется выделить 100 миллиардов рублей, в 2014-м - столько же, а в 2015-м - 80 миллиардов.
"Это позволит обеспечить дополнительно 433 тысячи мест в дошкольных учреждениях по всей территории России", - считает вице-премьер. Но при этом 860 тысяч детсадовских мест регионы в течение этих трех лет должны ввести за свой счет.
Однако профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич считает, что не стоит слишком большие надежды возлагать на регионы, так как их финансовые возможности очень ограничены. Дефицит региональных бюджетов за последнее время вырос в 8 раз, суммы долгов зачастую значительно превышают объем бюджетов, при этом у них ежегодно растут социальные нагрузки. Так, только на здравоохранение расходы региональных бюджетов выросли в этом году на 40 процентов, говорит Наталья Зубаревич. "Так что запаса прочности у них нет", - продолжает эксперт. А значит, должно быть хорошее софинансирование.
Немаловажный аспект, по ее словам, это большая региональная дифференциация. Есть территории, прирастающие большим количеством внутренних мигрантов, например, Московская, Калининградская области, Краснодарский край. А есть такие, откуда, наоборот, молодежь активно уезжает, а потому строить детсады там - не первостепенная задача. "Кроме того, на востоке России с советских времен была недофинансирована социальная инфраструктура, и это надо обязательно учитывать при принятии решений", - продолжает она.
По словам профессора факультета социологии НИУ ВШЭ Татьяны Малевой, детсады играют большую социальную роль. В странах, где решена эта проблема, есть рост рождаемости. Женщины в России имеют высокую занятость и более высокий уровень образования, чем мужчины, и их нельзя вывести с рынка труда и заменить мигрантами, значит, надо строить детсады. Плюс семьи с детьми чаще всего попадают за черту бедности, значит, у родителей должна быть возможность трудиться, а дети должны быть качественно накормлены и подготовлены к школе не хуже сверстников из обеспеченных семей. И эти аспекты тоже должны быть учтены при разработке проектов по ликвидации очередей в детсады, полагает Татьяна Малева.